Журнал "Дело" отмечает свое двадцатилетие. И, как всегда, в начале июля подводит итоги конкурса "Человек дела", награждает руководителей лучших предприятий страны. Мы решили воспользоваться приятным поводом, чтобы поговорить с главным редактором журнала Виктором ЖУКОМ о деле в самом широком смысле.
- Виктор Николаевич, целевая аудитория вашего издания - бизнесмены, руководители. Любопытно, что сегодня происходит на микроуровне? Как предприятия реагируют на кризис?
- Бизнесу, который связан с экспортом, сегодня живется не хуже, чем раньше. Лауреатами нашего конкурса "Человек дела 2011" стали БМЗ, БелАЗ, Борисовский завод медпрепаратов, другие экспортно ориентированные производства. И знаете, никто из руководителей не жалуется, что стало плохо. Предприятия зарабатывают валютную выручку, продают 30 процентов ее и получают белорусские рубли для текущих расходов, а СКВ используют для дальнейшего развития.
Наши ведущие производители оказались выше кризиса. Потому что они к нему подготовились. Они своевременно модернизировались и сегодня выпускают конкурентоспособную продукцию, востребованную на внешних рынках. Им не надо ломать голову, как купить валюту, они зарабатывают ее сами.
А вот те, кто специализировался на импорте - от мелких "челноков" до предприятий с большим оборотом, - столкнулись с огромными трудностями. Я знаю, например, что в некоторые бутиках Минска одежда европейских брэндов до кризиса продавалась с накруткой 300 процентов. Сейчас такой примитивный бизнес - купил за рубежом товар, ввез в страну, продал по заоблачной цене, купил валюту и вперед за новой партией - не имеет серьезных перспектив. И, кстати, некоторые импортеры это осознают и уже перестраивают свою деятельность.
Еще одно следствие нынешней ситуации - оптимизация расходов на предприятиях. Сужу по нашему журнальному рынку. Еще недавно на нем появлялись любопытные печатные продукты, так называемые престижные проекты. К примеру, выходит корпоративный журнал, от первой до последней страницы посвященный руководителю предприятия, поздравлениям в его адрес. Сейчас вся эта мишура исчезает. Частные предприятия отказываются от непрофильных расходов, оптимизируют штат, концентрируют усилия на том, что получается лучше, больше востребовано рынком.
Кризис, таким образом, санитар для сильных. Но, конечно же, он может оказаться могильщиком для слабых.
- Виктор Николаевич, а в чем, по вашему мнению, причины нынешнего кризиса?
- В том, что у нас в экономике есть много неэффективных предприятий. Около 30 процентов. И если в страну сегодня придут миллиарды долларов в виде займов или доходов от приватизации крупных объектов, то принципиально ничего не изменится. Потому что эти 30 процентов предприятий продолжат проедать электроэнергию, сырье, материалы, а значит, валюту.
Понятно, что государство поддерживает безнадежные заводы и агрокомбинаты, чтобы обеспечить рабочие места. Потому что встает вопрос: а куда в противном случае пойдут работать эти люди? Это и удерживает Правительство от глубоких и быстрых реформ.
Вторая причина - мы действительно потребляли больше, чем зарабатывали. И нам, считаю, просто необходимо учесть печальный опыт Греции. У них разрыв между потреблением и производством принял колоссальный масштаб. Я был в этой стране до кризиса и очень удивлялся тому, что видел. Они всю ночь пели, танцевали в ночных клубах. Я не мог понять, как они завтра пойдут на работу... Но оказалось, что чудес не бывает. Если ты потребляешь много, а производишь меньше, рано или поздно наступает жестокий момент, когда надо платить по счетам.
Многие в Беларуси, кстати, тоже понимали, что 500-долларовая средняя зарплата реально не заработана. Мы последние годы жили в тепличных условиях за счет низких входящих цен на энергоресурсы и высоких исходящих цен на наши нефтепродукты. Это позволяло государству содержать большое количество неэффективных структур, административно повышать зарплаты. Но сейчас наступают другие времена. У людей, считаю, должно сформироваться четкое понимание: так, как раньше, уже не будет. Само собой ничего не свалится. Чтобы достойно жить, нужно лучше работать, повышать свой профессионализм, свою конкурентоспособность. Ведь проблема сегодня не в том, что цены в магазинах стали высокими. Как показало ваше исследование в "СБ", в соседних странах они по многим позициям еще выше. Соль в том, что нужно зарабатывать больше. А Правительство, со своей стороны, должно дать людям такую возможность.
- У вас есть конкретный рецепт?
- Убежден, нужно расстаться с этими 30 процентами предприятий, которые не приносят дохода государству, - передать их частному бизнесу. Может быть, даже за одну базовую величину. Это снизит нагрузку на бюджет, на экономику, потому что частник, как показывает практика, не будет управлять себе в убыток. А если у нас будет больше конкурентоспособных, прибыльных предприятий, то появится больше высокооплачиваемых рабочих мест.
Уточню: по моему убеждению, приоритет при продаже госсобственности следует отдавать национальному бизнесу. Тем, кто вырос на этой земле, кто душой болеет за нашу страну. И, конечно же, нам нужно менять некоторые ментальные установки. Человек дела, зарабатывающий деньги, создающий рабочие места, не должен ассоциироваться с "жуликом". Заниматься бизнесом в Беларуси должно быть престижно.
- Собственно, ваш журнал уже 20 лет формирует положительное отношение к деловым людям. Любопытно, а как вы оцениваете перспективы собственного медиабизнеса?
- Смотрю в будущее с оптимизмом. Знаете, будучи как-то в библиотеке конгресса США, я решил поинтересоваться, есть ли какая-нибудь информация о нас. Оказалось - да. Она укладывалась в три слова: "Журнал "Дело", издание белорусских прагматиков". Это, признаюсь, очень лестная характеристика. Так вот, я уверен, что скоро все белорусы станут прагматиками. Кризис подталкивает к этому.
Как говорил классик, нельзя пахать, глядя назад. Надо пахать, глядя вперед. А это значит, что все мы на рынке труда должны повышать свой профессионализм, стать конкурентоспособными. Если мы будем такими, если мы будем производить классный продукт, то окажемся выше кризиса.
- Виктор Николаевич, примите искренние поздравления с юбилеем! Успехов вашему "Делу"!
Люди делаЖурнал "Дело" отмечает свое двадцатилетие. И, как всегда, в начале июля подводит итоги конкурса "Человек дела", награждает руководителей лучших предприятий...