В 90–х годах с легкой руки пришедших на наш рынок западных компаний все с воодушевлением заговорили о корпоративном духе — идеологии предприятий, где каждый работник представляет собой не просто винтик, а необходимое звено в одной большой цепи. Но, как показало время, у этого модного явления бывает и оборотная сторона.
Кадры решают
В условиях постоянной конкуренции многие компании понимают: одними деньгами работника не удержишь, а если еще и с финансами туговато — совсем плохо дело.
— Есть два способа привязать сотрудника к компании, — повторяет своим клиентам Андрей Коляда, председатель Совета директоров международной группы компаний, которая специализируется на бизнес–образовании, консалтинге и маркетинговых исследованиях. — Первый — создание личного брэнда руководителя — способ быстрый, но, к сожалению, и недолговечный. Второй — формирование корпоративного духа, что гораздо эффективнее. При таком раскладе, если случится что–то непредвиденное, никто не уйдет, сохранится сильная команда, которая болеет за свое предприятие.
Интересно, как же создается корпоративный дух? Это своего рода игра. Причем семейная. Да–да, Елена Чухрай, практический психолог–консультант по развитию, сравнивает компанию именно с семьей и говорит, что душа успешного предприятия — корпоративная культура. Как семья, где духовность — не пустой звук, не боится потрясений, так и фирма. Приложил топ–менеджер усилия для обучения сотрудников, их совместного досуга, словом, сформировал особенную атмосферу — компания даже способна некоторое время работать исключительно за идею. Скажем, одна из минских фирм в сфере услуг в считанные дни превратилась в банкрота. Два десятка работников оказались практически на улице. «Но они доверяли мне, поэтому два месяца ждали, пока разрулится ситуация, — вспоминает менеджер Алексей Шитцов. — Ни один человек не ушел, и я благодарен им за это». В результате фирма вновь вернулась на рынок...
Командное чувство
Есть, впрочем, оборотная сторона медали: если в компании с сильным корпоративным духом увольняют кого–то, неизвестно, как это аукнется. Ведь когда уходит неформальный лидер, за ним потянутся и остальные. Западные компании часто от этого страдают. У наших фирм другая беда: люди прежде всего стараются установить личные, а не профессиональные отношения с коллегами. Результат? Если ты стал членом коллектива, можно «забить на работу», весь день болтать по телефону или сидеть в интернете, все равно тебя никто не уволит — ты же свой! Доходит до маразма. Как–то в одной из фирм, где в штате числилось 150 человек, сменилось руководство. Встал вопрос о сокращениях. И каково же было удивление нового начальника, когда оказалось, что треть работников здесь давно никто не видел, и что самое неприятное — большинство из них оказались родственниками других сотрудников.
Корпоративный дух — это своего рода даже зависимость. Ведь порой, когда «свой» находит новое место с лучшими перспективами и условиями, он почему–то с грустью вспоминает былые счастливые времена. Так произошло и в жизни Александра Т., который несколько лет проработал учителем в музыкальной школе в одном из городских поселков Витебской области, а потом неожиданно попал под сокращение. Долго задавал себе вопрос: «Почему именно я?» Судьба распорядилась по–своему, и скоро Александра приняли в знаменитый оркестр. Другие деньги, другие возможности. Сейчас его жизнь проходит в зарубежных поездках, но каждый раз, приезжая домой, он заходит на чай к бывшим коллегам, чтобы поностальгировать. Говорит: «Часть меня по–прежнему здесь!»
Форма и содержание
Еще одна возрастная болезнь корпоративного духа — легкая показуха. Одни компании организовывают соревнование «Лучший сотрудник», другие — придумывают собственные кодексы и гимны, правда, большинство из них скорее напоминают нелепое школьное сочинение, подогнанное под известную мелодию. «Святой корпоративный дух объединил здесь нас», — поют сотрудники швейной фабрики; «В нашей фирме все юристы демонстрируют свой дар, и чем ярче божья искра, тем повыше гонорар», — вторят им работники юридической компании.
— «Жизнь — баланс, восторги — ордера, счастье — сальдо, горе — кредиторы», — с ходу цитируют строчку из своего гимна сотрудники минской консалтинговой компании. — Мы позаимствовали идею у одного из российских предприятий, часть песни досочинили сами. Поначалу это воспринималось как ирония, а сейчас устанешь, нет сил закончить расчеты по очередному балансу, вспомнишь эти строчки — и настроение поднимается.
Чего уж говорить о различных корпоративных мероприятиях! Тут каждая фирма стремится показать: мы — компания в изначальном значении этого слова. Чем дороже и необычнее получится вечеринка, тем больше будет зависть конкурентов. Как вам корпоратив по сюжету «Звездных войн» или в виде гоп–стоп? Сотрудники одного из праздничных агентств до сих пор вспоминают вечер для небольшой строительной фирмы в стиле Чикаго 1930–х годов. Официанты, переодетые в гангстеров. Спиртное, наливаемое из–под полы. Игры и конкурсы «а–ля эпоха сухого закона». И как кульминация — появление шерифа и погоня за официантами–гангстерами.
Елена Чухрай уверяет, что в таких мероприятиях есть и положительные моменты: они, мол, объединяют коллектив и делают его достаточно стабильным. Главное, чтобы до абсурда не доходило. Но, к сожалению, все чаще события развиваются именно по такому сценарию.
Кстати
Директор одного японского фармацевтического концерна распорядился устраивать через каждые 3 часа оперные распевки персонала с педагогом по вокалу. Считается, что это повышает тонус и настраивает на серьезный лад.
В Сингапуре практикуют принудительные общие кофейные перерывы. Все сотрудники по сигналу бросают дела и начинают пить кофе и оживленно болтать. Перерыв длится ровно 6 минут и заканчивается тоже по сигналу.
Сотрудники одной из британских торговых фирм каждое утро рассказывают друг другу истории про своих детей или домашних животных. А все потому, что местный психолог убедил начальника, будто такие разговоры очень хорошо снимают стресс.