На большинстве обследованных санслужбой торговых объектах выявлены нарушения санитарного законодательства. Медики призывают граждан быть особенно внимательными, покупая скоропортящиеся товары в жару.
Как сообщает Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, за первое полугодие 2011 санслужба обследовала 9203 торговых объекта, в том числе 788 торговых мест на рынках. Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены на 74% объектов (64% торговых мест на рынках).
Основными нарушениями являются реализация товара с истекшим сроком годности (хранения); неудовлетворительное санитарное состояние территории, помещений, оборудования; нарушение условий хранения; реализация товара без маркировки или с неполной информацией о товаре.
Чаще всего выявлялись просроченные скоропортящиеся продукты — молоко и молочные продукты, мясо, колбасы, отметила в комментарии для Naviny.by заведующая отделением гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Вия Шукевич.
Она отметила, что следить за сроком годности — прямая служебная обязанность работников торговли: «Сроки годности продуктов должны отслеживать работники торговли. В санитарных правилах четко прописано, что реализация продукции с истекшим сроком годности запрещена. Если такое происходит, это в первую очередь безответственность продавца».
К слову, за нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к административной ответственности за первую половину 2011 года привлечен 4451 человек (общая сумма штрафов составила 1 183 966 000 рублей). Выдано 1104 предписания об устранении выявленных нарушений. Вынесено 530 предписаний о приостановлении эксплуатации объектов, 208 предписаний о сокращении ассортимента реализуемой продукции, 1613 предписаний о запрещении реализации продукции. Общий вес забракованной продукции составил 160 081 кг. Кроме того, 9 дел передано в правоохранительные органы.
В соответствии с законодательством, проверки торговых объектов могут проводиться специалистами государственного санитарного надзора не чаще одного раза в год. Однако если магазин замечен в продаже недоброкачественной продукции, проверяющие могут наведываться чаще. Поводом для проверки может стать обоснованная — с реальными доказательствами факта продажи недоброкачественного товара — жалоба покупателя.
Вия Шукевич пояснила, что в случае, если человек приобрел просроченный товар, он может вернуть его в магазин, сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений, находящейся на каждом объекте торговли, а также сообщить об этом факте в санслужбу. Чтобы были приняты меры административного воздействия на торговый объект, необходимо соблюсти процедуру — сохранить чек, а также маркировочный ярлык.
В любом случае, чтобы обезопасить себя, необходимо обращать внимание на сроки реализации и внешний вид товара.
«Важно внимательно оценивать, где и что покупаешь. Ведь каждый человек может определить, например, что в холодильной камере слишком тепло. Если вы чувствуете, что молоко или йогурт неохлажденные, видите вздутые банки из-под молочной продукции, зачем это покупать?», — сказала Вия Шукевич.