Трамвай может исчезнуть с улиц Витебска — первого белорусского города, в котором он когда–то появился. Руководители разных рангов неоднократно говорили, что в некоторых районах его пора бы убрать. Но пока до этого дело не дошло, самое время поискать ответ на вопрос: а нужен ли вообще современному городу рельсовый транспорт?
Одно из главных преимуществ трамвая — экологичность. Но троллейбусы также не загрязняют воздух выхлопными газами. Может быть, на трамвае быстрее добираться по городу? Решаю в час пик проехать один и тот же отрезок городского маршрута на автобусе и на трамвае. Результат не в пользу последнего...
— С конца 90–х годов протяженность трамвайных путей в Витебске не увеличилась ни на метр. И в ближайшие годы строительства их не будет. Хотя, к примеру, проспект Победы изначально проектировали с широкой разделительной полосой для того, чтобы по нему пустить трамвай, — начальник Витебского трамвайно–троллейбусного управления Василий Павлючков хорошо знает историю развития транспорта в городе. — Рельсы должны были появиться на улице Терешковой. Трамвайный маршрут планировался и по улице Воинов–интернационалистов. На небольшом отрезке пути даже уложили рельсы. Но их пришлось демонтировать — средств на завершение идеи в свое время не нашлось.
Конечно, перевозки автобусом организовать проще. Для этого нужно только оборудовать остановку. Строительство тяговой подстанции, укладка кабельных линий, путей, установка опор, натяжка контактных сетей — то, что необходимо трамваю, — требует немалых затрат. И все же списывать трамвай со счетов специалисты не спешат. Срок его эксплуатации — около полувека, а автобуса или троллейбуса — 10 лет. Две трамвайные колеи легко умещается в одну полосу, что так же важно в условиях экономии городского пространства. Да и потенциал трамвая используется еще не полностью.
— Сегодня средняя скорость трамвая в городских условиях — 14 километров в час. В странах, где эксплуатируется полускоростной трамвай, вагону достаточно приблизиться к светофору, как ему автоматически загорается зеленый свет. Это позволяет вдвое увеличить скорость передвижения рельсового транспорта по городу, — расставляет акценты Василий Павлючков. — Еще одно перспективное направление развития трамвая — трамтрэйны. Это машины, которые могут перестраиваться с трамвайных путей на железнодорожные. В итоге пригород обеспечивается регулярным транспортом. И нет нужды пускать по маршруту полупустые электрички.
В общем объеме городских пассажирских перевозок в Витебске трамвай занимает лишь 18 процентов. Но при рациональном подходе, уверен Василий Павлючков, его все же удастся сохранить и даже сделать более востребованным. За последние три года парк пополнили 16 новых трамваев. В этом году заключен договор на поставку еще 20 машин. Они заменят старый, отслуживший свой срок транспорт, но простора у них уже будет меньше. Из беседы с начальником отдела жилищно–коммунального хозяйства Витебского горисполкома Валерием Кирсановым узнал, что сейчас разрабатывается проект развития городской дорожной сети, который планируется подписать в сентябре. В документе говорится о том, что в ближайшие годы общая протяженность трамвайных путей в Витебске сократится почти на 10 процентов.
— В черту города входят новые населенные пункты, и мы должны наладить транспортное сообщение, — объясняет Валерий Николаевич. — Трамвай не всегда для этого подходит. В том числе и с финансовой точки зрения.
Кстати
Витебск стал четвертым городом в дореволюционной России и первым на территории современной Беларуси, где был пущен электрический трамвай. Под звуки торжественного марша 18 июня 1898 года первый трамвайный вагончик повез пассажиров по Смоленской улице до Соборной площади. Для небольшого губернского города это было важным историческим событием.
Компетентно
Дмитрий Пучок, начальник отдела перевозок филиала «Трамвайный парк» государственного предприятия «Минсктранс»:
— В Минске иная ситуация с трамвайным движением. Сегодня в городских условиях он легко опередит и автобус, и троллейбус. Автомобильный поток на минских улицах большой, поэтому другой общественный транспорт будет еще медленнее. К тому же отъехать от остановочного пункта трамваю намного проще — никто не подрежет, не нужно ждать, чтобы пропустили. Увеличили его скорость и за счет замены старого полотна на современное, соответствующее европейским требованиям. Так что минский трамвай не стоит на месте, двигается вперед. И в ближайшие годы, уверен, этот вид транспорта станет еще более популярным. К чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году, появятся и новые маршруты.
Трамвай желанийТрамвай может исчезнуть с улиц Витебска — первого белорусского города, в котором он когда–то появился. Руководители разных рангов неоднократно...