В Брестской области жалоб на недобросовестных предпринимателей стало в 5 раз больше
23.09.2011 16:16
—
Новости Общества
|
В Брестской области жалоб на недобросовестных предпринимателей стало в 5 раз больше То, что "временные трудности" на финансовом рынке почувствовали все потребители, а не только желающие купить иноземные дензнаки, ясно как божий день. Но вот еще одна тенденция, весьма характерная для нынешней волны кризиса: в 4-5 раз возросло количество жалоб на неисполнение субъектами малого бизнеса договорных обязательств перед заказчиками.
– Мы просто не успеваем разгребать эти жалобы! Практически ежедневно направляем их в суд, потому как решить проблему в договорном порядке уже редко получается, – сетует Ирина Маркова, председатель областной организации БОО "Общество защиты потребителей". – В основном претензии касаются неисполнения заказов на изготовление мебели, окон из ПВХ, металлических дверей. Зачастую предприниматели, занимающиеся оказанием перечисленных услуг, неправильно оформляют заказ, подписывают с клиентом договор, но не выдают чек об оплате, без которого заказчику гораздо труднее предъявлять какие-либо претензии. Потом, когда заказ не исполняется в срок или делается некачественно, потребители приходят к нам, стучатся в другие двери, пытаются искать правду. Последние примеры, мягко говоря, недобросовестного отношения некоторых ИП к своим обязательствам могли бы пополнить коллекцию мошеннических деяний Остапа Бендера. Как стало модным говорить в таких случаях, великий комбинатор взял паузу. Пользуясь рекламой одной гродненской фирмы, ее земляк, некто Гордеев, приезжал в Брест и оформлял заказы на изготовление металлических дверей. Причем заказы оформлялись на подставных лиц, ибо сам Гордеев даже не был зарегистрирован как ИП. Двери, якобы от этой фирмы, он привозил, устанавливал. Но уже через несколько месяцев они начинали ржаветь, сползать с петель, в них разламывались замки, либо они вообще переставали закрываться. В последнее время гражданин Гордеев уже ничего не устанавливал, а только брал деньги, и после этого связь с ним обрывалась. По такой же схеме действовала брестская фирма с говорящим названием "Новые ворота". Теперь она пытается самоликвидироваться, объявив себя банкротом. Но судебный иск, поданный Обществом защиты потребителей, временно приостановил этот процесс. – Когда мы выдвигаем претензии ИП, ЧУПам и прочим субъектам, все они ссылаются на кризис. Но если внимательно проанализировать их деятельность, то очень многие заказы, которые остаются на бумаге, оформлялись и должны были исполняться еще до кризиса: прошлой осенью, зимой или ранней весной, – утверждает Ирина Маркова. – У меня создается такое впечатление, что нынче стало модным прикрываться кризисом, маскировать обычное мошенничество под экономические трудности. Да, проблемы есть – этого никто не отрицает. Но должна же быть социальная ответственность бизнеса! А у нас привыкли так: главное – набрать побольше заказов, срубить денег, а там хоть трава не расти. Это какой-то синдром "Облика", только в меньших масштабах. Но люди все равно страдают, причем страдают массово. Вот такой получается бизнес по-белорусски. Нет, мы будем с этим бороться… Действительно, суды Бреста намного чаще стали рассматривать иски о нарушении прав потребителей. Причем абсолютное большинство исков удовлетворяется. Это, впрочем, не означает, что потерпевший автоматически вернет свои деньги или получит компенсацию. Ведь отдельные так называемые "бизнесмены" умудряются закрывать фирму, переписывать ее на жену, свата, брата, кого угодно, лишь бы ничего не платить и не возвращать. Еще один свежий пример: одна брестчанка вдруг решила заняться строительным бизнесом, наняла бригаду, надо полагать, из временно не работающих укладчиков кирпича, сдабривающих этот процесс энным количеством капель. Стоит ли объяснять, какой "чудесный" дом получился у горе-укладчиков. Да еще возглавляемых менеджером, как сказал бы классик, "страшно далеким" от стройиндустрии. И что самое ошеломляющее: во время беседы с Марковой эта "бизнес-леди" заявила: "Как хочу, так и буду строить". Словом, работы здесь хватило бы не одной конторе из тех, что призваны надзирать и контролировать. И здесь я впервые за несколько лет позволю себе отступить от жесткой линии в поддержку свободы частного бизнеса. В том, что он должен развиваться свободно, без излишнего вмешательства государства, я по-прежнему убежден. Но всегда ли такая "свобода" полезна для другой части общества – потребителей? Нет ли здесь перекоса? Недавно в разговоре со мной зампред КГК Брестчины Михаил Серков высказал свою точку зрения по поводу моратория на проверки, введенного полгода назад в рамках программы по либерализации экономики: "Он преждевременный. Надо учитывать ментальность нашего народа. К сожалению, многие ИП чувствуют вседозволенность и чихать хотели на тех, для кого они должны работать, то есть для потребителей". Сейчас, когда мораторий отменили, проверки наверняка возобновятся. Главное, чтобы контролеры не бросились теперь в другую крайность, не пытались наверстывать упущенное, но занялись теми конкретными случаями, часть из которых мы привели в этой статье. Редакция готова принять участие в совместном расследовании и опубликовать его итоги. И в завершение еще об одном. Бытует мнение, что нашим бизнесменам зачастую не хватает элементарных знаний, что им необходимо пройти определенные курсы, прежде чем начать предпринимательскую деятельность. Подобную идею вот уже несколько лет лоббирует Владимир Мазалов, председатель областного СП "Содействие". Наверное, в чем-то он прав. Невозможно заниматься тем же строительным бизнесом, не имея ни малейшего представления о нормах изготовления бетонного раствора. Но главный экзамен, который почему-то не могут сдать многие предприниматели (ни в коем случае не говорю обо всех!), – экзамен на честность и порядочность. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
То, что "временные трудности" на финансовом рынке почувствовали все потребители, а не только желающие купить иноземные дензнаки, ясно как божий день. Но вот еще одна...
|
|