С 11 по 23 октября в столице пройдет Минский гей-прайд, в рамках которого организаторы обещают более 20 мероприятий различной направленности: и выставки, и семинары, и вечеринки. Запланирована и публичная акция.
Организаторы прайда заявляют, что «хотят видеть гомосексуалов Беларуси счастливыми, искренними людьми с чувством собственного достоинства». «Сегодня в Беларуси большое количество граждан даже и не мечтает о праве быть собой, а избивание гомосексуалов стало обычной практикой», — констатируют они.
Как рассказал Naviny.by один из организаторов гей-прайда Сергей Андросенко, с 11 по 23 октября в Минске пройдет 23 мероприятия для представителей ЛГБТ-сообщества.
«В этом году прайд будет очень насыщенным. У нас пройдут и семинары, и конференции, и выставки, и кинопоказы, и вечеринки с концертами. Вечером 11 октября состоится торжественное открытие прайда, на котором выступят гости и стоится премьера фильма «Юрий» — про гей-движение последних лет в Восточной Европе. Будут работать три выставки, несколько семинаров по преодолению гомофобии. 23 октября на закрытии прайда будут вручены награды за вклад в становление толерантности к ЛГБТ-сообществу в Беларуси, также пройдет концерт против насилия над ЛГБТ-молодежью», — рассказал Сергей Андросенко.
Он заметил, что гей-прайд поддержали правозащитники, политические, общественные и культурные деятели: «Группы «Разбітае сэрца пацана», «Цвет Алоэ», а также Белорусский свободный театр поддерживают нас и выступят на наших мероприятиях. Такие правозащитные центры, как «Вясна», БХК высказали нам свою солидарность. У нас есть поддержка Белорусской партии «Зеленые», активистов «Молодых социал-демократов». Понятно, что консервативные партии нас не поддерживают».
Шествие запланировано на 22 октября. Организаторы пока не стали раскрывать его маршрут.
«Мы подали заявку в Мингорисполком на проведение публичного мероприятия. Ответа пока нет. Но мы надеемся на положительное решение, — отметил Сергей Андросенко. — Мы понимаем обстановку в стране, потому и не выбирали каких-то эпатажных маршрутов в центре города, маршрут нашего шествия будет очень скромным. Также мы оговорили количество участников — 50 человек, что не так уж и много. В заявке мы дали понять, что выступаем за сохранение законности мероприятия и готовы сотрудничать с милицией. Мы готовы сделать все, чтобы не было потасовок, и все прошло красиво».
Кроме того, организаторы гей-прайда напрявят письма в МИД, МВД, Администрацию президента и мэрию «с обоснованием важности проведения минского гей-прайда в современной Беларуси».
Конкретного плана на тот случай, если городские власти не разрешат проводить шествие в Минске, у организаторов гей-прайда пока нет: «Будем решать по обстоятельствам. Пока среди организаторов есть несколько предложений: одни за то, чтобы как в прошлом году, провести несанкционированное шествие; другие — за флешмоб вместо шествия; третьи — за то, чтобы сконцентрироваться в таком случае на других мероприятиях прайда».
По мнению Андросенко, гей-прайды и шествия очень полезны для властей и общества: «Те, кто выходит против гей-прайда, весьма агрессивны. И в этом отношении гей-прайд очень полезен для общества и власти. Как этакий барометр экстремизма. Потому что сразу видны радикально настроенные, опасные для общества элементы».
Организаторы признаются, что не могут гарантировать безопасность участников шествия: «Уже сейчас члены оргкомитета прайда получают угрозы и оскорбления в свой адрес. Понятно, что мы в таких условиях не можем гарантировать, что со стороны гомофобов во время шествия не будет нападок. Однако мы сами будет стараться обеспечивать безопасность, будет работать наша охрана».
Как говорит Андросенко, организаторы гей-прайда не против присутствия гомофобов на своих мероприятиях. «Главное, чтобы это было без насилия. Хотя лично я — за то, чтобы гомофобы проводили свои гомофобные форумы, и вообще вели себя более достойно», — полагает он.
Между тем, по словам Андросенко, за последний год отношение к ЛГБТ-сообществу улучшилось. «Раньше проблемы гомосексуалов не обсуждались так активно, — отметил он. — В какой-то степени мы преодолели безразличие гражданского общества, и его отношение стало более толерантным».