Трамвай "в часы, известные одним посвященным". 21.by

Трамвай "в часы, известные одним посвященным"

08.10.2011 14:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Трамвай "в часы, известные одним посвященным"

  • Сергей Крапивин, TUT.BY

82 года назад в ночь с 8 на 9 октября 1929 года в Минске был произведен пробный пуск трамвая. По линиям прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехаться руководство горсовета.

Вот факсимильное изображение фрагмента газетной страницы с заметкой "Состоялся пробный пуск трамвая".фото

Малоизвестный факт: трамвайное строительство в Минске началось еще в канун Первой мировой, но его прервали военные события. А затем была социалистическая ударная хроника постройки двух трамвайных линий (вокзал - площадь Свободы и Комаровка - станция Товарная).

В сентябре 1928 года уложили первые рельсы на Советской улице возле электростанции и на новом железобетонном мосту (теперешнее пересечение проспекта Независимости со Свислочью в районе парка им. Горького).

Громадные земляные работы проделали там, где сегодня проспект спускается к цирку. Фактически срезали гору - иначе вагоны не одолели бы крутой подъем. На 9 метров расширили Долгобродскую улицу. В районе вокзала проложили широкую улицу Ново-Бобруйскую (ныне Бобруйская). На Бакунинской специально для трамвая построили новый мост через Свислочь.

5 октября 1929 года в проводную воздушную сеть на пробу подали напряжение в 6 тысяч вольт. Милиция ловила хулиганов, забавлявшихся искрами от подброшенных к проводам железяк.
  фото
8 октября из Москвы на открытых железнодорожных платформах прибыли пять трамвайных вагонов. "Неистовствовали фотографы, - писала газета "Рабочий". - Аппараты кровожадно щелкали, запечатляя на восприимчивых пластинках вид трамваев: сбоку, анфас, в профиль, с земли, с крыши, на ходу, словно это была галлюцинация и вагоны могли сейчас пропасть из виду, исчезнуть, обернуться очередной отпиской Мытищенского вагоностроительного завода". Еще пять трамваев обещали к 20 октября. Вагон модели КМ с деревянным корпусом имел 32 места для сидения и 40 для проезда стоя.

Горсовет установил таксу: 10 копеек за весь маршрут (членам профсоюза - 8 копеек), что принципиально отличалось от тогдашнего автобуса, где плату брали за расстояние. Салоны трамваев снабдили табличками с категорическим напоминанием: "Плацiць грошы ўперад, каб не плацiць штрафу".

Убедившись в ночь с 8 на 9 октября, что городское начальство осталось живо, во втором пробном пуске через сутки решили поучаствовать руководители партии и правительства БССР. С 10 вечера до 3 часов ночи на трамвае ездили т.т. Голодед, Яцкевич, Рабинович, а также представители профессиональных и общественных организаций:

"Ночью, в часы, известные одним посвященным, вагоны мягко покатились вниз по Советской, и резкие сигналы вагоновожатых, звенящая и предостерегающая трель, неожиданная и новая в гамме вечерней тишины, была воспринята многочисленными прохожими с одинаковым чувством торжества. Люди собирались в кучки, многие бежали вслед за удалявшимся сигнальным огоньком, милиционеры теряли монументальность и все были как дети, улыбающимися и растерянными…"

Горсовету, впрочем, напомнили, что до сих пор не издано специальное постановление о регулировании уличного движения в связи с пуском трамвая. Определили, что новый транспорт будет курсировать с 6 часов утра до 1 часа ночи. Дабы не пугать привычного к конке обывателя, решили поначалу ограничить скорость вагона 10 километрами в час.

Осень 1929 года. Не существующий ныне Новый мост через Свислочь. Трамвай идет с улицы Бакунинской (совр. Кирилла и Мефодия) по давнему маршруту конки. Национальный музей истории и культуры Беларуси.
Осень 1929 года. Несуществующий ныне Новый мост через Свислочь. Трамвай идет с улицы Бакунинской (совр. Кирилла и Мефодия) по давнему маршруту конки. Национальный музей истории и культуры Беларуси.

Торжественный пуск трамвая назначили на воскресенье 13 октября 1929 года. С утра в горсовете начался пленум, после чего присутствующие товарищи отправились на Привокзальную площадь, где состоялся митинг.

Чествовали начальника управления строительства трамвая т. Кадушина и главного инженера т. Максименко. Замечательные слова произнес председатель Совнаркома БССР Николай Матвеевич Голодед:

- Белоруссия, страна болот, превращается в страну электричества, трамваев и Осинстроев. Мы догоняем Америку быстрым темпом, несмотря на то, что Белоруссия отстала от нее на 20 лет!

Блестящий репортаж "Так совершилось пришествие трамвая" выдал в "Рабочем" Семен Езерский. Даже если допустить, что автор вдохновлялся той главой из недавно изданного романа "Двенадцать стульев", где живописан пуск трамвая в Старгороде, то все равно следует заметить, что нынче так излагать не умеют:

"…Все было в исправности, а трамвай не двигался. Вагоновожатый нетерпеливо и вопросительно звонил. Присутствующие начали оглядываться. Потенциальные скептики уже готовы были разразиться громовыми тирадами по поводу неприспособленности трамвая к минским условиям и, следовательно, пророческому характеру своих предсказаний. И только высокий, утрированно спокойный Аббакумов, технический руководитель курсов вагоновожатых, многозначительно молчал. Исполнявший обязанность кондуктора молодой парень хотел было открыть дверь на площадку и крикнуть: - Эй, Лиза, не дури, чего заснула, - но, заметив ироническое лицо Аббакумова, остановился на полдороге, покраснел и, спохватившись, дернул шнурок звонка. Тогда-то, согласно инструкции по управлению трамваем, плавным и неторопливым движением вагоновожатый Елизавета Климчук - полноправная представительница новой категории трудящихся - повернула на себя ручку контролера, и вагон, чуть взвизгнув, подался вперед. В окна вагона поплыли низенькие, сцепленные заборами домишки Комаровки, изредка, на секунду, в окне застывала недоуменная голова лошади, осваивающейся с новым гостем, рычащие автобусы недовольно сторонились, галантные шоффера осматривали демократического соперника с высоты обитых красной кожей кабинок. Мальчишки бежали вслед за трамваем, извозчики поеживались на козлах, тщетно стараясь придать своему лицу нейтральное и равнодушное выражение. Улица врывалась в окна трамвая. Елизавета Климчук видела впереди себя только укорачивающуюся, словно наматываемую на колеса нить рельсов. Ее небольшая, но крепкая рука уверенно лежала на контролере. Она уверенно распоряжалась мотором, варьируя скоростями и фиксируя стрелки…"

За первый год работы минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Страна гордилась тем, что "98 процентов оборудования трамвайного хозяйства столицы Советской Белоруссии изготовлено на советских заводах".
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
82 года назад в ночь с 8 на 9 октября 1929 года в Минске был произведен пробный пуск трамвая. По линиям прошел один вагон, на котором до 4 часов утра успело проехаться...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика