Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету. 21.by

Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету

12.10.2011 12:02 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорусские беспилотники готовятся к высокому полету


За последние годы Беларусь продемонстрировала немалые успехи в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это отметили специалисты на двух прошедших в этом году международных выставках: на военной - MILEX-2011 (Минск) и авиационной - МАКС-2011 (Жуковское, Московская область). Что из себя представляют отечественные БПЛА, и кто ими занимается, корреспондент TUT.BY выяснил, встретившись с представителями организаций, внесших немалый вклад в этот успех.
 
"Мы хотим занять рынок вертолетов и мишеней для ЗРК"
 
Наибольшим разнобразием модельного ряда беспилотников располагает частная компания "КБ "Индела", возившая на МАКС-2011 три свои самые "свежие" модели: беспилотный самолет "INDELA-6M", вертолет "INDELA I.N.SKY" и воздушную мишень "Беркут". Всего же модельный ряд компании насчитывает более десяти наименований БПЛА. Конструкторское бюро "Индела" можно считать одним из крупнейших мозговых центров по беспилотной тематике не только в Беларуси, но и в СНГ. В его штате числится 40 человек, среди них: авиаконструкторы, программисты, математики, специалисты по аэродинамике и многие другие. По сути, они занимаются проектированием и созданием полноценных самолетов и вертолетов, только меньших размеров, при этом оснащая их автопилотом собственной разработки, системами дистанционного управления и различным полезным оборудованием. Последнее особено важно, ведь сам по себе летательный аппарат никому не нужен - его приобретают для выполнения каких-либо определенных задач.
 
Например, 120-килограммовый вертолет "INDELA I.N.SKY", выполненный по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, снабжается камерой, прикрепленной к двухосевому гиростабилизированному подвесу. Устройство позволяет держать камеру в одном положении независимо от того, куда поворачивает летящая машина. Вместе с идущим в комплекте программным обеспечением, оно составляет систему распознавания и удержания объектов, что делает этот аппарат инструментом для слежения за объектами. Такой вертолет может быть полезен для пограничников, сотрудников ГАИ и других спецслужб, которым по долгу службы приходится заниматься преследованием правонарушителей. Подобными системами интересуются также нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Для предотвращения слива нефти в открытое море.




Одни беспилотные комплексы КБ "Индела" разрабатывает для сторонних заказчиков, с полной передачей чертежей и прав на их дальнейшее воспроизводство. Другие создает на собственные средства со вполне амбициозной целью: наладить их серийное производство, чтобы принять участие в борьбе за свою нишу беспилотного рынка в СНГ. "Мы хотим занять рынок вертолетов и мишеней для ЗРК. Сейчас он еще свободен, но если мы не пошевелимся, то рано его или поздно его займут другие игроки", - поделился планами предприятия главный конструктор КБ "Индела" Владимир Чудаков. В течение ближайших пяти лет компания планирует выйти в этом сегменте БПЛА на уровень таких компаний, как IAI, "Рафаэль" и "Шибел".
 
Аргументы в предстоящей борьбе у "Инделы" более чем весомые. Она начала заниматься беспилотниками вертолетного типа еще в 1999 г., а свой первый вертолет в автоматическом режиме подняла в воздух в 2002-м. С тех пор был наработан солидный опыт, набрать который конкурентам будет нелегко. Кроме того, по словам Владимира Чудакова, их не очень много - всего в мире насчитывается всего 6-7 компаний, занимающихся беспилотными вертолетами такого же класса. В настоящее время в недрах КБ создается аппарат массой 200 кг, который предназначен для использования в исключительно военных целях.
 
Что касается мишеней для ЗРК, то одно лишь описание их возможностей впечатляет. Согласно заявленным ТТХ, роботизированная мишень "Беркут" с корпусом планера из композитных материалов, турбореактивным двигателем и размахом крыла около 3 метров, может развивать скорость до 400 км/ч. Однако ее "изюминка" заключается отнюдь не в скорости. Благодаря специальной радиоаппаратуре, "Беркут" умеет ловко "дурить голову" радарам. Установленный на нем имитатор цели может сымитировать практически любой из принятых сейчас на вооружении боевых самолетов, в том числе и выполненных по технологии "стелс". Кроме того, он может создать ложную цель, спроецировав на некотором расстоянии от себя образ иллюзорного самолета или даже нескольких. Но и это еще не все! На "Беркуте" стоит система опознавания, которая определяет, месторасположение прощупывающей его радиоаппаратуры ПВО, ее тип и частоты, на которых она работает. Если действительные возможности "Беркута" на самом деле соответствуют заявленным, а не являются лишь PR-ходом компании "Индела", то этот беспилотный комплекс в принципе сложно назвать просто мишенью. Спектр его применения получается несколько шире. Представьте себе звено из реальных бомбардировщиков, окруженных роем "Беркутов", каждый из которых выбрасывает по 2-3 ложные цели, одновременнно считывающих информацию о расположенных внизу ПВО и передающих ее в штаб управления операцией... Как вы думаете, легко ли будет силам противовоздушной обороны остановить надвигающуюся авиацию противника?







Комплектующие для сборки готовых моделей "КБ "Индела" заказывает преимущественно на зарубежных заводах. Печатные платы изготавливаются на Тайване. Владимир Чудаков пояснил, что такой выбор сделан отнюдь не потому, что его предприятие не доверяет качеству белорусских производителей, просто иностранцы справляются с возложенными на них задачами куда быстрее. В Беларуси "инделовцы" тесно сотрудничают лишь с 558-ым авиаремонтным заводом в Барановичах. По его заказу, кстати, конструкторское бюро сейчас разрабатывает планер беспилотника "Гриф-1", который создается в рамках государственной программы "Беспилотные авиационные комплексы и технологии". Аппарат представляет собой минисамолет массой 120 кг, длиной 3,5 м, высотой 1 м и размахом крыла 4,8 м. Предполагается, что его крейсерская скорость составит 130 км/ч, а максимальная - 165 км/ч.







"Это первая наша работа, которую мы делаем для белорусского заказчика, - пояснил Владимир Чудаков. - Раньше всегда работали только на экспорт. И здесь мы только соисполнители: наша задача - сделать сам планер и внутренние силовые системы".
 
"Бусел", "Стриж" и другие пернатые

Еще одним крупным разработчиком БПЛА в Беларуси является Физико-технический институт Национальной академии наук Беларуси (ФТИ). Именно эта организация стала головным исполнителем Государственной научно-технической подпрограммы "Создание и освоение производства гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов многофункционального назначения". В рамках ее планируется к 2015 г. разработать и организовать серийный выпуск как отдельных дорогостоящих элементов БПЛА, так и целых беспилотных комплексов.
 

Работы над созданием БПЛА в институте начались в 2009 г. К настоящему моменту на собственной производственной базе ФТИ разработаны и производятся беспилотники малых размеров: планера типа "летающее крыло" "Стриж", "Скат" и выполненный по классической аэродинамической схеме "Бусел". Взлетают они с руки, а садятся - на парашюте. Ближе всех к статусу "серийный образец" подобрался "Бусел", который сейчас проходит государственные межведомственные приемочные испытания.
 
Взлетная масса "Бусла" составляет около 6 кг, полный размах крыла - 3 м., скорость - до 100 км/час, дальность полета - не более 40 км. Аппарат работает на электродвигателях и оснащен видеокамерой. Комплекс прошел "проверку боем" в Смолевичском лесничестве, где определял последствия урагана, на государственой границе, где помог задержать большую партию контрабанды и в ряде других регионов Беларуси.
 
Беспилотники ФТИ собираются преимущественно из материалов отечественного производства, однако практически вся используемая внутри электроника - импортная. "Она очень легкая, довольно качественая, у нас такая не выпускается", - пояснил заведующий лабораторией моделирования сложных систем, кандидат технических наук Юрий Яцына
 
"Бусел" на Milex-2011
 
А это "Скат"

Сейчас сотрудники лаборатории работают над созданием беспилотника с дальностью полета до 250-300 км. Вертолетные технологии для ФТИ пока слишком сложны, однако вместо них институт решил заняться выпуском беспилотных дирижаблей. "Чем ниже скорость полета, тем выше качество снимков. А у дирижабля небольшая скорость, он может долго зависать в воздухе - это как раз то, что надо. Можно, конечно, решать эти задачи и с помощью вертолета. Но у него, во-первых, очень большой двигатель, а во вторых, он содержит в себе очень дорогие и наукоемкие узлы, которые нам пока не по силам освоить", - сказал Юрий Яцына.
 
Институт заключил два контракта с Министерством обороны на создание неких чисто военных беспилотных разработок, однако подробностей в ФТИ предпочли не раскрывать. Впрочем, на Milex-2011 можно было ознакомиться с рекламным проспектом беспилотного авиационного комплекса "Мишень", который предназначен для проведения тренировок боевых расчетов ПЗРК и ЗРК ближнего действия. По задумке разработчиков, входящий в его состав БПЛА, должен будет тащить за собой на тросе пиротехнический источник инфракрасного излучения, а боевой расчёт ЗРК будет по нему стрелять. Главный конструктор КБ "Индела", Владимир Чудаков, высказал сомнение в принципиальной технической возможности реализации подобного проекта. "Это утопия такая! Юрий Францевич, вы возьмите, пожалуйста, калькулятор, и посчитайте, какая нужна мощность, чтобы тянуть этот уголок при той скорости, которая вам нужна. Там же минимум КаМАЗ понадобится, но никак не самолетик маленький!" - прокомментировал он.
 
К беспилотным комплексам ФТИ проявляет интерес ряд министерств и ведомств Республики Беларусь, включая Министерство лесного хозяйства, Министерство внутренних дел, Министерство природных ресурсов и Государственный пограничный комитет. В будущем планируется поставлять их на экспорт. Причем, по словам Юрия Яцыны, единичные продажи за рубеж уже были. Правда, кому именно достались белорусские беспилотники, заведующий лабораторией моделирования сложных систем не уточнил, сославшись на конфиденциальность. Но зато сообщил кое-что другое: "К нам недавно поступил запрос из Германии по съемке сельхозполей, с помощью которой, по снимкам, немцы хотят определить недостаток полезных веществ в растениях".
 
Три богатыря
 
Помимо двух упомянутых выше организаций, определенных успехов в области создания БПЛА достигла также Военная академия Республики Беларусь (ВА РБ). Впрочем, работы в этом направлении никогда не были для нее приоритетными. "Основное наша задача - это подготовка кадров и развитие военной науки. Мы не ставили собой целью создать конечный продукт" - об этом сразу же честно предупредил начальник НИЛ ВВС по научно-исследовательской части ВА РБ Александр Сивашко. Тем не менее, в области создания БПЛА академией тоже были получены некоторые результаты.
 
В частности, были разработаны три летательных аппарата.
 
Одним из первых был создан беспилотный разведывательный комплекс "Москит" на базе планера типа "летающее крыло". По внешнему виду он очень сильно напоминает ФТИшного "Ската", что впрочем, и неудивительно. Ведь одно время над беспилотными проектами институт и военная академия работали вместе. В свою очередь, конструкция "Москита" была "подсмотрена" у российского беспилотника ZALA 421-08. Размах крыла его белорусской версии составляет 0,8 м, его длина - 0,4 м., вес - 2,1 кг. В воздухе он держится до 40 мин., способен летать на глубину до 5 км. Создавался "Москит" для нужд разведчиков. Этот беспилотный комплекс позволяет вести фото- или видеосъемку местности с передачей данных в режиме реального времени и возможностью изменения настроек камеры во время полета. "Несмотря на то, что наш аппарат во многом копирует российский, ключевые элементы комплекса - автопилот и радиоканал - являются исключительно нашей разработкой. Его комплектация изготовлена на белорусских предприятиях. Это очень важно для военных систем", - подчеркнул Александр Сивашко. В настоящий момент проект "Москит" заморожен, и дальнейшие работы по его совершенствованию не ведутся.
 




Собственной производственной базой Военная академия не располагает. По вопросам целевой нагрузки она сотрудничает с Научно-техническим центром "ЛЭМТ", а основным партнером является предприятие "НТЛаб-ИС", которое занимается навигационными системами. В честь последней была названа следующая разработка Военной академии - беспилотный комплекс "NTLет", создаваемый для нужд артиллеристов. Он представляет собой планер самолетного типа, выполненный по классической аэродинамической схеме с дальностью полета до 25 км. и временем работы в воздухе до 2 часов. В отличие от "Москита", камера которого не была гиростабилизирована относительно горизонта, в "NTLете" этот недостаток устраняется. Кроме того, в нем внедрена технология видеотрекинга. Работы над созданием этого комплекса начались в январе 2011 г. и к настоящему моменту уже почти завершены. Сейчас он проходит летные испытания.
 
 
Военная академия участвует также в созданиии БПЛА "Гриф-1". Она будет вести его научное сопровождение и воссоздавать математическую модель, которая ляжет в основу автопилота, а его, в свою очередь, будет разрабатывать уже компания "НТЛаб-ИС".
 
Но самым интересным проектом ВА РБ является, пожалуй, чудная четырехвинтовая конструкция, относящаяся к классу мультикоптеров, а если точнее - к квадрокоптерам. Она же демонстрировалась на стенде организации на выставке молодых ученых, проходившей в стенах Академии наук в конце прошлого года. Тогда этот БПЛА запускался и управлялся с помощью пульта управления, за текущий год планируется научить его летать в автоматическом режиме. Первый его прототип в стенах Военной академии был сконструирован в 2008 г. "Главным преимуществом выбранной конструкции является ее простота. По сравнению с классической вертолетной схемой в ней нет механических тяг, автоматов перекоса, других сложных механических конструкций", - пояснил создавший его научный сотрудник лаборатории военно-воздушных сил Военной академии Андрей Цанава.
 
 
Серийно квадрокоптеры сегодня выпускаются лишь единичными фирмами, однако в странах Европы используются весьма активно. В частности, подобные машины стоят на службе у британской полиции, они участвуют в поисково-спасательных операциях, проводят осмотр строительных площадок, осуществляют видеосъемку для музыкальных видеоклипов и фотографирование для агентств недвижимости и рекламы. Но больше всего они нравятся почему-то правоохранительным органам. Поэтому если во время очередного массового мероприятия вы увидите в воздухе маленькое жужжащее нечто (размерами больше шмеля, но меньше вертолета) - не удивляйтесь. Скорее всего, им окажется не неопознанный летающий объект, а квадрокоптер.
 




Вместо послесловия
 
Беспилотные летательные аппараты уже давно перестали быть атрибутом лишь фантастических произведений. По сведениям "Рособоронэкспорта", в 2010 г. их разработкой и выпуском занимались более 50 фирм в 40 странах мира. Больших успехов на этом поприще достиг Израиль, который использует их во время военных действий еще с 1982 г. С 1996 г. они применялись более чем в 20 военных конфликтах практически на всех континентах. Задействованы БПЛА и в контртеррористических операциях. Так, именно американский беспилотник Predator уничтожил в 2005 г. одного из лидеров "Аль-Каиды" Хайтама аль-Йемени. Белорусская беспилотная техника, разумеется, такими успехами похвастаться пока не может. Однако времена, когда на выставочных стендах наших предприятий стояли лишь пустые "фанерки", все же прошли. А если сравнить с другими странами, в каком свете будут представляться белорусские беспилотники?
 
"В Беларуси нет организаций, которые бы выпускали беспилотные аппараты серийно и которые могли бы в кратчайшие сроки удовлетворить потребности страны в беспилотниках, если такая необходимость вдруг возникнет. Все что сейчас делается, изготавливается маленькими партиями", - заметил начальник научно-исследовательской части Военной Академии Республики Беларусь Сергей Кругликов.
 
"Смотря по каким параметрам сравнивать. Если говорить об уровне продаж, то крупнейшим поставщиком беспилотников в другие страны сегодня является Израиль. И по этому показателю мы его не догоним. Израиль мы вообще никогда не догоним, поскольку израильтяне своими беспилотниками воюют, а боевые действия - это наилучшие условия для испытания боевой техники. Если же говорить о технологическом уровне, то здесь лидером является США. От Америки мы отстаем лет на 10-15. Нашего же уровня страны - это Южная Корея и Турция. В первую десятку точно не входим. Но в СНГ по вертолетам и мишеням мы точно первые", - считает главный конструктор КБ "Индела" Владимир Чудаков.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За последние годы Беларусь продемонстрировала немалые успехи в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это отметили специалисты на двух прошедших в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика