13 октября на экстренной пресс-конференции в Минске председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак сообщил, что белорусские правозащитники уже проинформировали Совет Европы, ОБСЕ и Евросоюз о принятых и готовящихся к принятию изменениях в ряд законов Беларуси. Об этом пишет БелаПАН.
По его словам, изменения не направлены на защиту граждан, "что было бы логично после апрельского теракта". "Вместо этого мы видим, что органы госбезопасности явно затачиваются на борьбу с политическими оппонентами. Государство сделало выводы из активности граждан весной и летом этого года. Изменения направлены на то, чтобы легализовать те незаконные методы и действия, которые мы критиковали. Это надругательство над всей системой права", — сказал правозащитник.
Гулак обратил внимание на то, что используемая в законопроекте об органах госбезопасности формулировка "иные случаи, определяемые президентом", не дает представления о том, как эти случаи будут определяться. "Непонятно, будет ли у общественности возможность для ознакомления или подобные решения будут приниматься тайком. Если тайком, то это будет превышением полномочий президента, и мне непонятно, знает ли он об этом или его подставляют", — сказал глава БХК.
Формулировки в законопроектах очень расплывчаты и могут быть истолкованы по-разному, считает Гулак. "У нас нет никаких гарантий, что горячие головы в погонах не будут воспринимать обоснованную критику ситуации в Беларуси как угрозу национальной безопасности", — сказал правозащитник.
В свою очередь один из руководителей закрытого властями правозащитного центра "Вясна" Валентин Стефанович обратил внимание на то, что формулировки новых законопроектов дают возможность "привлечь к ответственности любого человека по любому поводу".
19 декабря, летние акции протеста имеют прямую связь с последними изменениями в законе о массовых мероприятия. А тут еще и предлагается ввести ответственность за публичные призывы к проведению собрания, митинга, уличного шествия, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения или причинение ущерба в крупном размере.