Есть проект, есть деньги, есть место. Стартовые возможности практически одинаковые. Но в одном случае идея с бумаги переходит в жизнь, а в другом — затухает, встречая на своем пути объективные трудности. Почему это происходит и во что обходится казне?
Семь раз отмерено
В 2007 году Белкоопсоюз подступился к идее внедрения новых форм туристических услуг. Так в его инновационной программе появились первые проекты по открытию гостиничных домов в Логойском и Речицком районах. Под новое дело каждому райпо выделялось около 150 миллионов рублей. За эти деньги, добавив свои средства, исполнители должны были возвести по просторному бревенчатому срубу и, таким образом, положить начало будущим туристическим комплексам с банькой, беседками и прочими атрибутами усадебного отдыха. Срок ввода при этом не оговаривался. Понятно было и так: чем быстрее, тем лучше.
На трассе Минск — Витебск в границах Логойского района вот уже третий год для путников открыт гостиничный дом «Партизанский бор» местного райпо. Удобно автомобилистам и туристам, выгодно торговой организации. Его рентабельность нынче под 16 процентов. Подобный объект, следуя документам, ищу в Речицком районе у деревни Горваль, где почти одновременно с логойским должен был появиться гостиничный домик на 8 комнат.
Места здесь живописные. Неподалеку от деревни сливаются реки Днепр и Березина. В сезон отличная рыбалка. Да и для палаточного отдыха лучше точки на карте не найти. От дороги на Светлогорск несколько сотен метров в глубь деревни Горваль и вот он — остров, окруженный естественным рвом. А на нем... разнотравье по колено. Может, перепутала место?
— Не подскажете, у вас тут гостиничный домик должен стоять? — окликаю местного жителя.
— Ходили, измеряли что–то, но пропали потом, — охотно включается в разговор. — Так ничего и не построили.
— А много у вас тут рыбаков, отдыхающих? — уточняю, не иссякли ли туристические потоки.
— Хватает. И минчане, и россияне... Вдоль берега палатка на палатке — до октября, — машет рукой вдаль мой случайный собеседник.
От слов к делу и обратно
Значит, с клиентами порядок. Тогда в чем загвоздка? Этот вопрос заинтересовал и Комитет госконтроля Гомельской области. Оказалось, идея не просто «полеживала» на бумаге. 150 миллионов рублей Речицкое райпо получило в ноябре 2008 года. И тут же, не откладывая в долгий ящик, приобрело под сруб комплект бревен — более 190 кубов — у гомельской частной фирмы.
Надо полагать, желание быстрее перейти от слов к делу подвигло руководство торговой организации обойтись без тендера, обязательного на тот момент. И только после сделки райпо заказало проектно–сметную документацию на будущую турбазу. Она была готова в мае 2009–го... Казалось, бревна — в руки. Но, к удивлению, о них забыли почти на три года. В 2010 году сменилось правление райпо. Пришел новый руководитель и занялся поиском растворившихся в пространстве денег. Подключился госконтроль.
— Мы начали проверку. Выяснилось, что все это время бревна находились на ответственном хранении в частной фирме, у которой они были приобретены, — открывает подробности дальнейшей судьбы проекта ведущий специалист Комитета госконтроля области Дмитрий Гришечкин. — Из–за того, что условия хранения не отвечали нужным требованиям, около 35 процентов древесины сгнило. Весной прошлого года фирма ее утилизировала. Райпо в итоге потеряло около 60 миллионов рублей. Но до начала проверки ничего не предприняло, чтобы их взыскать.
По нынешним меркам сумма выглядит скромной. А вот около 67 испорченных кубов дерева — не такая уж мелочь. Вполне хватило бы, чтобы соорудить демократичный сельский домик.
Чему быть
Сейчас в крытом павильоне райпо хранится более 120 кубов несостоявшегося гостевого дома. Вид у древесины, несмотря на испытание временем, весьма презентабельный. Лишь четыре куба эксперты признали браком. Так что оставшийся материал можно еще вполне использовать.
В Гомельском облпотребсоюзе к ситуации относятся болезненно. Говорят, это единственный провальный проект в их сфере. За что брались, все доводили до конца. А здесь...
— Сумма, выделенная из инновационного фонда, покрывала лишь затраты на приобретение комплекта бревен под сруб, — заместитель председателя правления облпотребсоюза Сергей Марчук готов объяснить причины срыва проекта. — А вот расходы на изготовление проектной документации, «начинку» комплекса, инфраструктуру возлагались на Речицкое райпо, у которого средств не было, нет их и сегодня. Неоднократно обращались в Белкоопсоюз с просьбой о включении в инновационную программу и выделении дополнительного финансирования. Но поддержки не нашли.
Сейчас ее не найти и подавно. Если Логойское райпо три года назад уложилось в 200 миллионов рублей, добавив к инновационным средствам собственные, и за эти деньги сумело запустить в работу весь комплекс, то Речицкому теперь понадобятся миллиарды, чтобы проделать подобное. Однако решение сколько ни откладывай, принимать придется, и определять судьбу бревен тоже. Пусть не на туризм пойдут, так на другое нужное дело.
К этому теперь обязывает и областной Комитет госконтроля. Он же настаивает на возврате «сгнивших» денег. Кроме того, материалы проверки Речицкого райпо будут направлены в правоохранительные органы, чтобы они оценили действия или бездействие должностных лиц. Если не видели перспективы, зачем вкладывали, а если вложили, почему не позаботились о том, чтобы сохранить и найти десяткам миллионов рублей рациональное применение?