Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Анатолий Рубинов на открытии II Евразийского конгресса кардиологов читал свои стихи, хвалил белорусскую кардиологию, призывал внедрять высокотехнологичные сложные операции в региональных больницах. И там же рассказывал, как ездил в Москву делать операцию на сердце…
Приветствуя «столь почтенное собрание специалистов из разных стран» — участников Евразийского конгресса и VI Национального съезда кардиологов Беларуси, Анатолий Рубинов отметил, что «наша школа кардиологии достаточно известна, уважаема и у нас есть значительные успехов в этой области». И все это потому, что в стране «уделяется исключительно большое значение развитию медицины и кардиологии в частности».
«Наш президент Александр Григорьевич Лукашенко… Ну это одна из первейших забот. Он жесточайшим образом требует и контролирует, чтобы у нас развивалась медицина по всем направлениям. И в части медицинского оборудования, потому что наши клиники оснащены самым современным оборудованием. Беларусь — небогатая страна, у нас нет природных ресурсов, нам не так просто. Все, что у нас есть, мы зарабатываем своим трудом. Тем не менее, каждую копейку стараются направить прежде всего на то, чтобы обеспечить здоровье наших граждан, на то, чтобы обеспечить медицинские учреждения современным оборудованием, лекарствами», — заявил глава верхней палаты парламента.
Правда, в нынешнем состоянии белорусской медицины и кардиологии Рубинов видит заслугу и других людей: «У нас министр хороший. Не знаю, как в других странах, но у нас очень хороший».
А еще спикер верхней палаты призвал внедрять высокотехнологичные медицинские операции в регионах Беларуси: «Хорошо, что у нас есть специалисты, хорошо, что мы можем продемонстрировать достаточно сложные операции. Но это должно быть не только в Минске, не только в уникальных центрах, а по всей стране».
Между тем директор Республиканского научно-практического центра «Кардиология», академик Александр Мрочек отмечает: не все высокотехничные операции можно внедрить в регионах. Это связано с тем, что доступность таких технологий опережает подготовку соответствующих специалистов. Другими словами, чтобы операции проводились качественно, необходимо, чтобы они были поставлены на поток, то есть, выполнялись достаточно часто и регулярно, а не пару раз в год. Однако для этого не хватает либо специалистов, либо пациентов.
За первые пять месяцев 2011 года в Беларуси выполнено 1048 операций по ангиопластике и стентированию, которые относятся к высокотехничным. Для сравнения: за январь-май 2010 года таких операций было почти вдвое меньше — 583. Заметно выросло и количество операций по имплантации электрокардиостимуляторов (991 в январе-мае 2011 года против 767 за аналогичный период прошлого года), а также коронографии (3654 против 2480 соответственно).
Всего в Беларуси кардиологическую помощь населению оказывают в 80 кардиологических и шести кардиохирургических отделениях областных и городских больниц, 11 отделениях рентгеноэндоваскулярной хирургии областных и городских больниц, 189 кардиологических кабинетах городских поликлиник, 10 районных кардиологических центрах. Функционирует 5160 кардиологических коек и 250 кардиохирургических коек. Работают 649 врачей-кардиологов, 91 врач-кардиохирург, 40 рентгенэндоваскулярных хирургов, 510 врачей функциональной диагностики.
В общем, есть к кому и куда обратиться, если, не дай Бог, забарахлит сердечко. Но говорить о том, что «наши клиники оснащены самым современным оборудованием», все же преждевременно.
Свежий пример. В Минск на конгресс приехал известный российский кардиохирург Ренат Акчурин. В РНПЦ «Кардиология» он провел операцию по транскатетерной имплантации аортального клапана. Высоко оценил уровень наших врачей, но и о недостатках умалчивать не стал.
«К сожалению, мы вынуждены были работать в обычной ангиографической операционной, хотя для таких операций нужны гибридные операционные. Потому что здесь одновременно находятся кардиолог, кардиохирург, группы врачей, которые занимаются искусственным кровообращением, эхокардиоскопией, группа интервенционных рентгенологов… В общем, в одной операции участвуют 20-25 человек», — отметил Акчурин.
Оказывается, во всей Беларуси пока нет ни одной гибридной операционной — их создание только в планах.
Конечно, это уже экстрауровень современной медицины — сложный и дорогой, и касается он небольшого числа пациентов. Основные же проблемы отечественного здравоохранения — на низовом уровне: в поликлиниках и горбольницах. Вот там уж заявлениям чиновников о высочайшем уровне медобслуживания, его доступности и бесплатности не верит никто.
Впрочем, крупные чиновники по обычным поликлиникам не ходят и в очередях за талонами не стоят, для этой касты создана отдельная система здравоохранения — со своими поликлиниками, больницами, реабилитационными центрами, с доступом к дорогостоящим лекарствам, возможностью выбора врача и места лечения.
Вот и Анатолий Рубинов, который так высоко ценит белорусскую медицину, пять лет назад делал операцию на сердце за границей, у того самого российского кардиолога Рената Акчурина. Среди других именитых пациентов этого врача был Борис Ельцин, в 1996 году ему выполнили операцию коронарного шунтирования сердца. Теперь Акчурин возглавляет отдел сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии Российского кардиологического научно-производственного центра РАМН.
Рубинов публично выразил благодарность и академику Евгению Чазову, возглавляющему этот центр, и самому Акчурину: «Я проходил сложную операцию одновременно на сердце и почке. Врачи для нас, особенно людей старшего возраста, — это кудесники, боги. Акчурин стал для меня самым близким человеком, потому что держал в руках мое сердце».
Дальше были стихи Рубинова под названием «Планета доброты» и аплодисменты.
Планета доброты
Анатолий Рубинов
Время нас меняет, не жалея, Как мы ни противимся судьбе. Нынче люди стали как-то злее, Думают все больше о себе.
Побледнели идеалы братства. Эгоизм нынче модой стал. Утвердился идеал богатства, Деловой карьеры идеал.
Мы все мчимся, продыху не зная. И средь этой повседневной суеты Милосердья так нам не хватает, Так нам не хватает доброты.
Но коль ты споткнулся ненароком, И болезнь тебя подстерегла, Вдруг оказываешься за иным порогом, Где иные люди и дела.
Будто на другой совсем планете, Где святые и кудесники живут, Где больные — взрослые и дети— Верят им и исцеленья ждут.
Выполняя клятву Гиппократа, Призревая собственный уют, Те, кто носит белые халаты, Душу им и сердце отдают.
Посреди калек, больных и хилых Надо просто ежедневно жить. Где же взять такой душевной силы, Чтобы и жалеть всех, илюбить?
Чтобы неустанно ежечасно, Их смотреть, лечить, тренировать, Помогая всем этим несчастным Хоть немножечко счастливей стать.
Пусть же светит негасимым светом Среди серых дней и суеты Эта уникальная планета Милосердия и доброты.