На площадку под белорусскую АЭС в Островецкий район традиционно езжу раз в полгода. Такой интервал позволяет лучше увидеть все изменения как на самой площадке, так и в райцентре, уже называемом городом белорусских атомщиков. А изменения заметны…
Наибольшим изменениям подверглась восточная окраина Островца. Полгода назад с левой стороны дороги на Сморгонь глухим зеленым металлическим забором была огорожена территория пустыря, на котором планировалось возведение микрорайона для строителей АЭС. Зачем надо было огораживать в небольшом райцентре огромный пустырь таким забором — понять сложно. Если только списать государственные средства…
Теперь забор убран, и на пустыре одиноко возвышается семиэтажный жилой дом. Еще один дом находится в начальной стадии строительства. Всего здесь планируется возведение, минимум, семи домов.
В конце города в нескольких сотнях метрах от нового микрорайона дорогу Островец-Сморгонь пересекает новая дорога, ведущая на площадку, а затем выходящая на дорогу Вильнюс-Полоцк. На дорогу нанесена разметка, и в направлении площадки под АЭС дорога эксплуатируется.
В другую сторону от будущей АЭС и от Островца эта дорога будет выходить на дорогу Минск-Ошмяны-Вильнюс. В эту сторону дорога построена на 5 километров, и дальше на ней ведутся земляные работы.
От микрорайона до автомобильной и железной дороги, ведущих к площадке — несколько сотен метров. Вблизи круглой развязки дороги Островец-Сморгонь и новой дороги на площадку строится автозаправочная станция. Логично предположить, что здесь будет автобусная остановка и железнодорожная станция для строителей АЭС.
От микрорайона к транспортной развязке вдоль автодороги построены пешеходные дорожки с очень красивым освещением.
В паре сотен метров параллельно автомобильной дороге на площадку под АЭС построена одноколейная железнодорожная дорога от станции Гудогай.
Строительство вблизи Гудогая так называемой «пионерной базы» — перегрузочной станции с растворным заводом — завершено. Пока «пионерная база» не работает, но сюда уже водят на экскурсию школьников.
Рядом с «пионерной базой» работает новая заправочная станция «Белнефтехима».
Испытываешь странное чувство, когда едешь на площадку под АЭС по новой великолепной дороге, практически не встречая автомобилей, а справа и слева от дороги видишь полувымершие деревни и заброшенные хутора — очень напоминает чернобыльскую зону.
На самой площадке практически завершено снятие верхнего слоя грунта — экскаваторы работают на краю площадки у деревни Шульники. Толщина снятого слоя — около двух метров.
Уже начато возведение двух административных зданий — корпуса генподрядчика, совмещенного со столовой, и лаборатории.
Рядом с площадкой новая ЛЭП напряжением 110 кВ упирается в новую же подстанцию. На подстанции несколько электриков что-то монтируют на многочисленных опорах, а штукатуры продолжают отделку здания подстанции. При этом, судя по шильде у подстанции, срок завершения работ вышел еще в сентябре.
Железная дорога заканчивается на площадке. Здесь построена железнодорожная станция с административным зданием. На станции дорога расходится на 4 пути.
Немного в стороне возведена железнодорожная эстакада для разгрузки сыпучих грузов. Хотя рельсы закачиваются вблизи станции, заметно, что железную дорогу собираются продлевать дальше. Теоретически по ней уже сейчас могут ходить поезда.
Оценив состояние площадки и относящейся к ней инфраструктуры, понимаешь, что хотя строительство АЭС официально не началось, фактически оно уже идет. Официальный же старт строительству будет дан только после того, как на месте будущего котлована будет забит первый колышек или вынута первая лопата земли. Кто это сделает — легко догадаться. Но будет это сделано лишь после того, как Россия даст денег.
Испытываешь странное чувство, когда едешь на площадку под АЭС по новой великолепной дороге, практически не встречая автомобилей, а справа и слева от дороги видишь...