Александр Лукашенко потребовал до конца года представить ему концептуальные подходы к дальнейшему развитию научной сферы в Беларуси. Об этом он заявил 24 ноября на встрече с научной общественностью, сообщает БЕЛТА.
Лукашенко напомнил, что интеллектуальный потенциал Беларуси создавался напряженным трудом многих поколений ученых, и в настоящее время он представляет собой мощную производительную силу. «Мы переориентировали нашу науку на производственный вектор, сделали акцент на практической отдаче от вашей деятельности. По крайней мере, мне бы так хотелось, чтобы было на самом деле», — сказал Лукашенко.
Он отметил, что 86% средств, выделяемых на финансирование исследований, направляется на прикладные разработки. Такого существенного поворота науки к практике нет больше ни в одной из стран СНГ. В некоторых из них академии наук вовсе являются общественными организациями, мало влияющими на реальные процессы.
На этом фоне Национальная академия наук Беларуси, на которую возложена функция организации и координации всех фундаментальных и прикладных исследований в стране, играет очень важную роль. По мнению Лукашенко, такое доверие предполагает и столь же высокую ответственность ученых перед страной.
Лукашенко поставил перед научной общественностью ряд проблемных вопросов, требующих решения уже сегодня.
«Во-первых, почему Беларусь при сохраненной и даже приумноженной с советских времен инфраструктуре науки, ее стабильном государственном финансировании, многотысячной армии академиков, докторов и кандидатов не может вырваться в лидеры по производству высокотехнологичной продукции? — обратился глава государства к присутствующим. — Что мешает ученым работать так же, как ваши коллеги работают в Китайской Народной Республике, Корее, Индии, других государствах, благодаря которым эти страны семимильными шагами идут по пути технического прогресса, оставив далеко позади «старую» Европу и Штаты?»
Лукашенко призывает ученых вместе разобраться, в чем здесь проблема: в неверном определении направлений исследований или в элементарном неумении и нежелании продвигать полезные разработки в жизнь и зарабатывать на этом неплохие дивиденды.
«Пора уже белорусским ученым повернуться лицом к жизни, чтобы буквально каждый гражданин, во многом за счет налогов которого вы существуете, увидел плоды вашего труда», — подчеркнул Лукашенко.
Он особо отметил, что никакая экономика, никакое государство без науки, без ученых в современную эпоху развиваться не может: «Поэтому я закономерно могу поставить вопрос: вы готовы сегодня обеспечить решение тех проблем, которые стоят перед государством и обществом? И не только потому, что у нас там паника создалась, денег не хватило, отрицательный баланс, это тоже можно вам в «заслугу» поставить, что мы мало получаем денег, чтобы рассчитаться за импорт. Значит такая и стоимость наших товаров, наукоемкость. Не только поэтому у нас проблемы. Это мелочи, которые решаются и будут решены. Вопрос глубже — останемся мы государством на карте мира или нет».
«К сожалению, схоластическими и оторванными от реальности, мягко говоря, остаются экономические, обществоведческие и гуманитарные исследования. Суверенная Беларусь опытным путем определяет свое направление социально-экономического развития. А наука при этом стоит в стороне. И потому в сложных, нестандартных ситуациях она оказывается не в состоянии помочь дельным советом нашим управленцам, которые не могут придумать ничего лучшего, чем слепо копировать чужие провальные схемы, к примеру, «шоковой терапии», выдавая их за новую, рыночную стратегию», — считает Лукашенко.
По мнению главы государства, в основе любых экономических и социальных преобразований обязательна четкая, выверенная, научно обоснованная стратегия. Лукашенко считает, что ученые должны быть на полшага-шаг впереди всего общества, а разработка такой стратегии — одна из первейших задач обществоведов и гуманитариев, с которой они пока не справляются.
«Вот Евразийский союз. Что будем делать, как делать — я не услышал мнения ни одного ученого. Почему я должен сидеть, где-то что-то продумывать, выдумывать, кого-то вытаскивать, просить у него совета, чуть ли не умолять, как будем действовать, и принимать решение? А если я ошибусь? Это же главные вопросы! Где ученые?» — сказал Лукашенко.
«Сегодня идет спор, бои местного значения: как же будем в экономике жить дальше, полпроцента добавлять в ВВП или 5,5%? Я не слышал ни одного голоса со стороны ученого сообщества: президент, остановись, 100% — не больше, или же — не слушай, 105%, нельзя же разогретую экономику сегодня вообще остановить, она сама по инерции даст эти 5%, или еще какое-то мнение. Где вы, ученые? Завтра наша жизнь от этого будет зависеть», — отметил глава государства.
«А ведь в правительство я половину ученых привлек. Половина высших должностных лиц сегодня «остепененные» и даже академики. Встает вопрос: когда вы начнете работать на государство?» — обратился Лукашенко к присутствующим.
«Вы хотя бы иногда на телевидение выходили бы, принимая участие в выработке важнейших направлений развития нашего государства, защищая его от внутренней пятой колонны, наездов и наскоков со стороны, и хоть что-то внятно говорили», — упрекнул Лукашенко научную общественность.
По его мнению, самым дискуссионным остается вопрос эффективной организации науки.
Лукашенко предлагает пересмотреть структуру организации науки в Беларуси, сделав ее более эффективной и приносящей наибольшую пользу стране.
«Давайте посоветуемся, придерживаться ли нам традиционных организационных форм, где главенствующую роль играет академия наук с разветвленной сетью институтов и научно-практических центров. Или, может быть, взять на вооружение практику западных стран, где фундаментальная наука сосредоточена в университетах, а «топовые» прикладные исследования отданы в ведение корпораций», — сказал глава государства.
Лукашенко отметил, что ему особенно интересно услышать мнение молодых ученых, которые бывали за рубежом и могут сравнить наш и иностранный опыт. «На кого сегодня делать ставку: на академические институты или вузовскую науку, отраслевые НИИ, малые высокотехнологичные фирмы? Думаю, что эту проблему мы с вами тоже должны обсудить», — добавил глава государства.
Еще одним актуальным вопросом остается финансирование науки.
Лукашенко считает, что ученые должны начать зарабатывать на собственных идеях, перестав уповать только на помощь государства.
«Нередко приходится слышать жалобы: на науку мало денег выделяется из бюджета. Но если вы такие умные, а ученые, безусловно, это самые умные люди в обществе, то почему такие бедные? Почему не зарабатываете на собственных идеях?» — спросил Лукашенко.
Он отметил, что в Беларуси всю науку развернули в сторону производства, все, что создается учеными, в краткосрочной перспективе уже приносит результат. «Так почему вы от этого не получаете денег? Что мешает?» — обратился глава государства к ученым.
«Необходимо искоренять иждивенческие взгляды и настроения в интеллектуальной среде. Наука должна перестать уповать только на помощь государства, а больше рассчитывать на собственные силы: искать заказы на свою продукцию, организовывать собственные опытные участки для внедрения новой техники», — подчеркнул Лукашенко.
По его словам, в Беларуси создана правовая база для коммерциализации результатов научных исследований. Например, государственным научно-исследовательским институтам, где рождаются не только идеи, но и ведутся конкретные разработки, предоставлено право вхождения в промышленные холдинги.
«Скажите, какой научно-исследовательский институт хотел бы сегодня войти в какой-либо холдинг или тесно с ним сотрудничать? Что мешает вам активно использовать эти возможности: инерция собственного мышления, бюрократические рогатки или торможение отдельных чиновников от науки и не только? Давайте разберемся и, если нужно, я гарантирую, что эти препятствия будут устранены мгновенно», — отметил Лукашенко.
Он обратил внимание и на то, как используются выделяемые из бюджета деньги: «концентрируются на крупных, прорывных проектах или «размазываются» по тысячам секторов и отделов всевозможных центров и НИИ, чтобы продлить их существование, порой, бесполезное».
Лукашенко не исключил возможности изменения подходов к формированию программ научных исследований и организации контроля их результативности.
На встрече была затронута также проблема научных кадров. Глава государства считает настораживающей ситуацию, когда из 25 тыс. человек, имеющих ученую степень, в научных исследованиях заняты менее 4 тыс. ученых.
«Чем занимаются остальные? Зачем им нужны были эти ученые степени? Похоже, уже модным стало повесить бирку не то на лоб, не то еще куда-то и ходить — кандидат наук. А какая отдача от этого кандидата государству? Все рвутся к степеням, жалуются на жесткость требований к диссертациям, а потом в науке остается менее пятой части. Думаю, пора строго спросить с тех, кто является ученым лишь по названию», — подчеркнул глава государства.
Он также считает необходимым повысить ответственность ученых советов, которые определяют тематику и направленность диссертаций, внимательно посмотреть на их состав, компетентность и объективность в работе. По мнению Лукашенко, следует решительно избавляться от групповщины, клановости, которые нередко ведут к тому, что «зеленый свет» дается слабым работам, а тормозятся и игнорируются перспективные и важные. Особенно, отметил глава государства, это заметно в гуманитарных и общественных науках, где в советах нередко тон задают люди, плохо относящиеся к стране.
«Хочу, чтобы вы понимали мою позицию, она непоколебима и не подлежит сегодня обсуждению. Я не против того, чтобы у нас было много ученых с большими степенями. Для меня, как главы государства, это гордость, прежде всего, — сказал Лукашенко. — Но, с другой стороны, я абсолютно не приемлю эту моду на кандидатов, докторов и прочее. Я хочу, чтобы труд ученых был высоко оплачиваемым, а ученый в обществе был настоящей центральной фигурой. Я исхожу из того, что хороший ученый — это величайшая редкость, их много быть не может».
«Пускай их будет мало, но это будут настоящие ученые, их будет меньше, а деньги мы им оставим те же, — отметил глава государства. — Мне такой государственный имидж как президенту не нужен, что у нас много докторов и кандидатов, а мы часто приводим такие примеры: было столько, стало столько, ай-яй-яй, падение. Не это главное. Главное — результат».
Лукашенко также считает, что недостаточный эффект приносит и та поддержка, которая оказывается молодым ученым, аспирантам и студентам, раз они не задерживаются в науке.
Лукашенко подчеркнул, что все озвученные темы являются лишь вершиной айсберга проблем, которые мешают белорусской науке стать локомотивом развития экономики.
«У нас Академия наук, которая организовывает, координирует, направляет все сообщество ученых, фактически является правительством науки. Вы так этого захотели, — отметил Лукашенко. — Пожалуйста, будете как на Западе 22-й или 25-й партией в стране или общественной организацией. Там пускай у вас мысли бурлят, мы будем с вами строить взаимоотношения как с общественной организацией. Но если вы потребовали от меня, чтобы вы были действенными, чтобы я вас поддерживал как глава государства, что Академия наук находится в центре науки и получает из бюджета немалые деньги, извините, тогда и спрос соответствующий».
Как доложил главе государства председатель президиума Национальной академии наук Анатолий Русецкий, перед НАН поставлена задача интегрироваться в экономику страны, превратиться в мощную научно-производственную корпорацию. «Мы считаем, что эта задача вполне реальна, она реализуется. Уверен, что мы в состоянии решить эти задачи и наше научное сообщество сможет сформировать технологическую платформу, которая позволит нам эффективно работать», — отметил он.
Одной из главных задач Анатолий Русецкий назвал эффективное внедрение в производство научных разработок. При этом он признал, что они не всегда оказываются конкурентоспособными. «Есть одно правило. Должен быть один хозяин, не должно быть семи нянек. Поэтому весь цикл от фундаментальных до прикладных исследований и разработок нам необходимо замыкать», — считает председатель президиума НАН.
В качестве одного из успешных решений он упомянул создание научно-практических центров в сельском хозяйстве, медицине и по другим направлениям. Такие организации осуществляют полный цикл от научной разработки до ее внедрения на практике. «Пока ученый сам не будет заниматься в производстве, никто вместо него разработки внедрять не будет. Надо не учить других, как надо работать, а самим разрабатывать, внедрять и передавать в серийное производство», — уверен Анатолий Русецкий.
Рассуждая по поводу дискуссии о том, где именно должна наиболее активно развиваться научная мысль — в научно-исследовательских учреждениях, вузах, на предприятиях или где-то еще, — председатель президиума НАН отметил: «Важно не где, а кто. Заниматься исследованиями должны те, кто способен это делать. Надо выделять средства и повышать ответственность, давать соответствующие права конкретным ученым».
Анатолий Русецкий также высказался за более тесную координацию работы научных институтов с производством, которые должны эффективно взаимодействовать.
«На сегодняшний день у нас в стране имеется потенциал, который позволяет не в этом году, но в принципе увеличить добавленную стоимость минимум в 2-3 раза, просто эффективно развивая имеющиеся направления и расширяя рынки сбыта», — констатировал глава НАН.
Коснулся он и кадрового вопроса, в том числе задачи по омоложению научных кадров. Так, средний возраст академика в Беларуси на сегодняшний день составляет 73,5 года.
«По-моему, мы просто увлеклись этими разговорами: молодой-старый. Дело не в возрасте, — отреагировал глава государства. — Вообще, молодые академики — это явление. Академиком просто нельзя стать в 40 лет. Это чудо, и дай бог, чтобы таких чудес было побольше. Какая разница, ему 60 или 70 лет. Если он обладает нормальным здоровьем, если у него светлые мозги, так пускай руководит, работает, занимается прикладной, фундаментальной наукой. О молодежи надо говорить с точки зрения перспективы».
Разговор о кадрах продолжил председатель Совета Республики академик Анатолий Рубинов. По его словам, все чаще поднимается вопрос о необходимости дать право вузам присваивать научные степени, как это есть в ряде западных стран.
«Сегодня доктор наук — это личность государственного масштаба. Он получает за это какие-то деньги от государства, — отметил Лукашенко. — Тогда надо задать вопрос тем, кто за это ратует, хотят ли они быть докторами, например, БГУ или же докторами общегосударственного масштаба».
В целом Лукашенко считает ненужным идти на такой шаг. «Если доктора наук будет присваивать ректор, мы сразу же принизим это звание», — подчеркнул белорусский лидер.
Анатолий Рубинов также считает, что науку прежде всего надо усиливать на производстве, создавать условия для реализации исследований на практике. Он отметил, что НАН уже прошла большой эволюционный путь в этом направлении, в том числе благодаря развитию научно-практических центров.
По словам Лукашенко, впредь финансирование научных разработок будет осуществляться под конкретный конечный результат. «Если нет никаких идей прорывных, нет людей, которые зажигают ученых, показывают им перспективу, не будет развиваться наука. В науке психология играет колоссальную роль, — отметил глава государства. — Время разговоров, убаюкиваний не просто прошло, такие разговоры сегодня вредны. Надо шевелиться».
«Заработали — это ваше. Хотите продать — найдите покупателя. Я готов быть первым покупателем вашей продукции, — сказал Лукашенко, обращаясь к участникам встречи. — Отсиживаться ни в одной структуре не получится. Не будет результата — не будет ни денег, ни должностей, ни званий, ни прочего».
Комментируя довод о том, что по ряду направлений результат может быть получен лишь спустя некоторое довольно продолжительное время, Александр Лукашенко отметил: «Я не думаю, что их сотни или даже десятки в нашей стране, есть всего несколько таких направлений».
«Я понимаю, что такое научная дискуссия, а что просто разговоры, — подчеркнул Лукашенко. — Я не должен позволять тратить народные деньги и направлять их туда, куда не надо, где они неэффективны. Действительно, мы ничего не развалили, но я не удовлетворен темпами».
«Я хочу ученым платить много, но настоящим. Ученых должно быть в стране столько, чтобы они могли достаточно себе заработать. В стране достаточно денег, чтобы поддержать хорошие начинания и результаты», — заверил Лукашенко.
«По-моему, в нашей стране уже видно, кому надо помогать. И уверен, есть 3-5 направлений, на что можно рассчитывать в перспективе, — считает Лукашенко. — На все остальное, если не начнете «бежать», ни копейки не получите. И меня не в чем будет упрекнуть, потому что полтора десятка лет я молюсь на ученых, практически несу вас на руках, а от некоторых нет результатов. Так пора выводы делать. Вот горькая правда».
Обращаясь к представителям научной общественности и руководству НАН, Лукашенко сказал: «До начала года у вас остался определенный промежуток времени. Вы должны прийти и положить мне на стол четкий документ, который меня должен убедить, что Академия наук нам нужна вот в таком виде, в этом направлении мы будем развиваться и вот такой будет результат. Вы должны мне к концу года представить будущую академию. И готовиться к сокращению всеогульного финансирования. Только под конкретные вещи. Особенно посмотрите на экономическую науку, гуманитарную сферу. Нам просто описательные диссертации и разговоры не нужны. Нам надо конкретное дело».
При этом Лукашенко отметил, что государство не только не будет снижать финансирование, но и готово выделять дополнительные средства по ряду направлений. «Но только тем, кто сегодня, в крайнем случае, завтра, но не послезавтра даст результат. На послезавтра — 2-3 направления, не больше. И то только те, которые завтра нам будут нужны», — подчеркнул белорусский лидер.
Вместе с тем он не исключил возможности работы белорусских ученых на иностранных заказчиков по тем направлениям, которые, возможно, не очень актуальны для Беларуси. «Вы получите деньги в страну», — отметил Лукашенко.
Касаясь ряда научных исследований, он отметил, что «важно, чтобы мы не изобретали велосипед», если в других странах по данным направлениям уже продвинулись далеко вперед. «А если мы что-то изобрели, то это должно быть нами востребовано или мы должны иметь возможность это дорого продать», — сказал Лукашенко.
«Государство ученых будет поддерживать, но только настоящих. Тех, кто производит настоящий продукт, востребованный не только внутри страны, но и за ее пределами», — подчеркнул Лукашенко.
«Давайте договоримся, что мы очень серьезно к этим вопросам подойдем. Я не хочу, чтобы это подавалось как какая-то неудовлетворенность президента наукой. Нет, я на этом этапе вам благодарен за то, что вы сделали, — отметил Александр Лукашенко. — Мы многого уже достигли, и нам надо, основываясь на этом фундаменте, сделать рывок. И только своим трудом, не упустив момент, мы можем это осуществить».