«Она гениально вычисляла среди студентов профессионалов...»
03.12.2011
—
Новости Общества
|
ПРОРАБОТАВ в стенах родной альма-матер 60 лет, Ефросинья Леонидовна написала более трех сотен статей, 16 книг, 9 учебно-методических пособий. Она стояла у истоков основания на журфаке кафедры литературно - художественной критики. Она оставила после себя настоящую «армию» журналистов, кинокритиков, кинематографистов, которые с гордостью говорят: «Мы прошли школу Бондаревой!» В их числе и авторитетный белорусский кинокритик, заведующая кафедрой литературно - художественной критики Института журналистики БГУ, кандидат филологических наук, доцент Людмила САЕНКОВА. Сегодня «БН» вместе с ней вспоминает о легендарном профессоре Ефросинье БОНДАРЕВОЙ.
— Всем — и в судьбе, и в жизни, и в профессии — я обязана Ефросинье Леонидовне, ее постоянной поддержке, — говорит Людмила Петровна. — Ведь тогда я и не предполагала, что окажусь в этой сфере. Изначально меня привлекала экономическая тематика. Но Ефросинья Леонидовна, кроме того, что умела увлекать студентов проблемами культуры и кино, имела потрясающую интуицию «вычислять» среди студентов тех, кто сможет стать профессиональным критиком. Студентку Людмилу Саенкову Ефросинья Леонидовна приметила, когда та училась еще на втором курсе. В начале учебного года ей присудили республиканскую премию за цикл очерков о женщине, который был опубликован в гродненской районной газете «Сельская новь». Первый преподавательский опыт Людмила Петровна приобрела тоже с подачи Ефросиньи Леонидовны. Однажды профессор уезжала в командировку и попросила прочесть лекцию студентку Саенкову. — Я приняла это за честь, согласилась — и с удовольствием и большим, конечно, волнением читала лекцию своим же однокурсникам, — вспоминает Людмила Петровна. — Не припомню уже ни темы, ни того, как готовилась к выступлению, но аудитория слушала меня внимательно. Не забуду и то, когда Ефросинья Леонидовна дала мне задание написать рецензию по Мележу. Это был первый опыт, искромсанный вдоль и поперек, строчка в строчку ее мелким убористым почерком. Его помнят многие выпускники журфака, поверьте. Своих студентов Бондарева «толкала» и оберегала. Многие, например, вспоминают культурологические походы в Дом кино (он раньше размещался в Минске в Красном костеле на площади Ленина — ныне Независимости. — Прим. авт.). Ефросинья Леонидовна умудрялась проводить на закрытые показы новых фильмов своих учеников (15—20 человек). Она на каждом обсуждении кинолент с гордостью представляла аудитории, в которой находились и создатели фильма, и высокопоставленные чины, студентов факультета журналистики. Но Бондарева не «расшаркивалась» перед начальниками. «Спина у меня негнущаяся», — оправдывала свою природную смелость и неуемный характер критик. А имела она, кстати, сельские корни...
Родом Бондарева из деревни Гапоново Лиозненского района, где окончила среднюю школу. До начала Великой Отечественной войны она успела отучиться год на историческом факультете Белгосуниверситета, а после работала литературным работником, ответственным секретарем лиозненской районной газеты «Ленінскі сцяг». Потом началась война, на которой погиб брат Евфросиньи Леонидовны. В 1945 году поступила на отделение журналистики филологического факультета БГУ и оказалась в его первом выпуске (однокурсники — авторитетные профессора Михаил Тикоцкий и Нина Сницерева). — Ефросинья Леонидовна разработала целый ряд учебных курсов, — продолжает Людмила Саенкова. — Все помнят, как она вводила в учебный план «Историю мирового кино». На эти факультативные занятия мы ходили в кинозал университетского геофака и в киноаппаратной — «будке» киномехаников, мы так называли ее между собой, — посмотрели всю мировую классику, включая немое кино. Преподаватель договаривалась с киномеханиками, которые крутили нам фильмы на кинопленках. То же самое, но уже позже, когда я училась во ВГИКе, мы смотрели, но я уже была подготовлена. Мы прошли киноуниверситеты здесь благодаря Ефросинье Леонидовне.
— За своих учеников Ефросинья Леонидовна стояла горой, — продолжает Людмила Саенкова. — Она, доброй души человек, помогала, чем могла. Если надо, и денег даст, и дома у себя приютит, и просто поддержит советом, и слово закинет за своего подопечного. Когда я защищала кандидатскую диссертацию по кинокритике в Москве, мне не пришлось чувствовать себя там провинциалкой: Ефросинья Леонидовна предусмотрительно позвонила коллегам в МГУ, а на защиту и сама приехала. Свой первый банкет после защиты, так как другой квартиры не было, я делала дома у Бондаревой. Ефросинья Леонидовна была успешна не только на поприще педагогики, но и как постоянно действующий кинокритик. Она без устали работала над собой — точила свое журналистское перо. Ее рецензии, проблемные статьи, кинообозрения отличались и остротой, и вместе с тем доброжелательностью. Критика ее была всегда конструктивна. За это ее уважали режиссеры. В этом ряду легендарный Владимир Корж-Саблин, Виктор Туров, Михаил Пташук, Александр Ефремов и другие. А в знаменитой плеяде ее учеников — Светлана Алексиевич, Анатолий Алай, Игорь Добролюбов, Виктор Дашук, многие кинодокументалисты, критики.
На этой неделе Институт журналистики БГУ прирос еще одной именной аудиторией. Идея назвать ее в честь профессора Бондаревой принадлежит сотрудникам кафедры литературно-художественной критики. Ведь с Ефросиньи Леонидовны и начиналась национальная школа критики. Событие произошло в начале этой недели в новеньком здании по улице Кальварийской, где сейчас «прописан» журфак. Именная аудитория Бондаревой — не просто кабинет с табличкой. Это аудитория, где хранятся уникальные экспонаты. Здесь, например, пресловутый кожаный переплет профессора, футляр и очки, часы и ожерелье. Все это предоставили факультету родственники Ефросиньи Леонидовны. К слову, профессии мужа и сына критика тоже связаны с кинематографом. Олег Тихонович Авдеев — заслуженный деятель культуры БССР, кинооператор Национальной киностудии «Беларусьфильм». Игорь Авдеев, сын, возглавляет Музей истории белорусского кино. В аудитории Бондаревой представлен и интереснейший альманах литературно-художественного творчества студентов «Автограф», и учебная газета «Журналист». На их страницах, пожелтевших и постаревших от времени, «отметились» ученики Ефросиньи Леонидовны — студенты Адам Мальдис, Иван Чигринов, Олег Слука и многие другие известные ныне критики, писатели, ученые. ХОРОШО, что традиции живут на родном факультете. Не так давно были открыты первые именные аудитории в память о тех людях, которые сделали многое для развития журфака. Это тоже профессора-легенды Григорий Булацкий и Борис Стрельцов. Ефросинья Бондарева стала третьей... Татьяна УСКОВА, «БН» Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН», и из архива Института журналистики БГУ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ПРОРАБОТАВ в стенах родной альма-матер 60 лет, Ефросинья Леонидовна написала более трех сотен статей, 16 книг, 9 учебно-методических пособий. Она стояла у истоков... |
|