Рождество Христово 25 декабря мы привыкли называть католическим. Но не только христиане–католики празднуют в этот день появление Спасителя. В Беларуси в храмы идут и верующие некоторых протестантских конфессий. Среди них — лютеране.
Лютеранство — одно из исторически традиционных верований на территории Беларуси наряду с православием, католицизмом, иудаизмом и мусульманством. Последователи учения Мартина Лютера появились еще в Великом княжестве Литовском. Издание Скориной в 1517 году белорусской Библии поспособствовало стремительному распространению евангельского учения. Уже в 1535 году в Слуцке князь Юрий Семенович выделил землю под строительство первой в Беларуси лютеранской церкви. Первым проповедником лютеранства в Беларуси стал в 1539 году выпускник Виттенбергского университета Аврам Кулева или, как его еще называли, Авраам Кульва. Пионерами этого направления у нас были постоянно проживавшие в ВКЛ иностранные купцы, европейские мастера, ученые и военнопленные.
Начиная с 1550–х годов лютеранские парафии развивались в Вильно и Слуцке, чуть позже — в Минске, Гродно, в деревнях Гайтюнишки ныне Вороновского района, Вишнево — ныне Сморгонского района, Яново Ошмянского района. В 1600 году, по некоторым сведениям, уже существовал лютеранский приход в колонии голендров в Нейдорфе в окрестностях Бреста. Голендры — потомки голландцев, поселившихся здесь, вероятно, в XIII веке. Был у них и свой храм — сбор. Столь бурному развитию лютеранства способствовал традиционный религиозный либерализм этих территорий. Еще в 1563 году правовое равенство протестантов с католиками и православными утвердил парламент, и эта норма была внесена в Третий Статут ВКЛ 1588 года.
Тем не менее лютеранство, как, впрочем, и все другие конфессии, проходило свой непростой путь развития и выживания. Так, после раздела Речи Посполитой и вхождения белорусских земель в состав Российской империи при внешне достаточно лояльном отношении к лютеранству и кальвинизму российские власти в то же время установили и ряд ограничений. В браке с православным или православной лютеране и кальвинисты не могли воспитывать своих детей в протестантском исповедании. Естественно, поощрялся переход лютеран в православие, тогда как обращение православных в лютеранство являлось уголовным преступлением и для самого верующего, и для пастора. Чтобы построить свой храм, лютеранам требовалось заручиться согласием местной православной церкви. Российские власти стремились ликвидировать и какую–либо самобытность белоруской лютеранской традиции. Кстати, любопытный факт. Попытки ввести в богослужении нейдорфской лютеранской парафии немецкий язык, для чего в 1868 году туда был даже назначен специальный учитель, после четырех лет работы прекратили по причине безнадежности. Колонисты хорошо усвоили местное наречие и не желали от него отказываться.
Сейчас в Беларуси сохранилась лишь одна лютеранская, ее еще называют — немецкая, кирха. Это церковь святого Иоанна в Гродно. Но и она нуждается в серьезном восстановлении. История же храма такова.
Гродненская евангелическо–лютеранская община образовалась в 1779 году из немцев, работавших на местных мануфактурах. В 1793 году король Станислав Август подарил общине таверну, которую затем преобразовали в место для молитв. Здание кирхи несколько раз перестраивалось. В 1873 году у нее появилась колокольня с часами. Очередные преобразования последовали в 1912 году: построили новый пасторский дом и лютеранскую школу, а сама кирха приняла облик в стиле псевдоготики. При церкви действовало два лютеранских кладбища. Но в советские годы церковь, конечно же, закрыли. И только в 1995 году здание кирхи передали немецкой евангелистско–лютеранской общине.
В свое время лютеранские парафии действовали в Полоцке, Могилеве, где в 1780 году при посещении города российская императрица Екатерина II велела местному православному епископу Георгию Конисскому передать лютеранам одну из невостребованных православных построек. А в Витебске в 1833 году власти передали под лютеранскую святыню здание бывшего костела XVIII века.
Строительство лютеранских церквей в Беларуси продолжалось и в XIX веке. Так, на плане Минска 1809 года появилась еще одна, которой не было на плане 1793–го. Вообще, в городе, где проживала не одна тысяча немцев, постепенно организовалось целое Лютеранское подворье — на Захарьевской, 86. Кроме кирхи, оно включало сад, каменный двухэтажный дом и каменный одноэтажный флигель, построенные в начале 1840–х годов. Здесь действовала религиозная школа. Строения подворья до наших дней не сохранились. Теперь на этом месте расположен «сталинский» жилой дом, на первом этаже которого разместились рестораны «Фрайдис» и «Печки–лавочки».
Существовала в Минске и Мало–Лютеранская улица, а на ней лютеранская церковь Святого Николая — это примерно на перекрестке современных улиц К.Либкнехта и В.Коржа. Возводился храм в 1846 году. Но тоже не сохранился. Здесь же располагалось протестантское, лютеранское (его часто называли немецким) кладбище, укрытое густой тенью больших старых деревьев. Но хоронили на нем и католиков, и православных. Я его немного помню — там была могила моей прабабушки–староверки Ульяны Трофимовны. Кладбище снесли в конце 70–х годов прошлого века.
В советский период действующих лютеранских церквей в Беларуси не существовало вообще. Здание лютеранской церкви в Гродно отдали под архив, в Бресте церковь перестроили и приспособили под кинотеатр, в Полоцке здание церкви занимает местный музей. Сегодня лютеран в Беларуси не так уж и много. Но они есть. А значит, должны иметь место, где можно спокойно разговаривать с Богом. Тем более что разговор этот начат уже так давно. Не стоит его прерывать.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.