Чиновники начнут отвечать “по электронке”
19.01.2012
—
Новости Общества
|
А жалобы, появившиеся на различных форумах в интернете, обращениями являться не будут. С 22 января нынешнего года в Беларуси вступает в силу новый Закон “О работе с обращениями граждан и юридических лиц”. Данным документом предусмотрены значительные изменения некоторых норм, регулирующих работу с населением.Какие новшества появятся в законе? Зачем во время личного приема планируется вести видео- и звукозапись? Что такое электронные обращения и как нужно с ними работать? Будут ли защищены госорганы и организации от профессиональных жалобщиков? Обо всем этом читателям “НГ” рассказывает директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Вадим ИПАТОВ. И по интернету тоже — Основным новшеством в законе является то, что теперь госорганы и другие организации обязаны рассматривать электронные обращения наравне с письменными, — пояснил Вадим Ипатов. — Единственное условие — такое заявление не должно быть анонимным. Таким образом, чтобы ваше электронное обращение приняли к рассмотрению, его следует правильно оформить. Нужно указать фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства или работы. Вместо личной подписи заявитель должен сообщить адрес своей электронной почты. Рассматриваться будут только те письма, которые поступили на адрес электронной почты учреждения или же были оставлены в специальной рубрике на официальных сайтах организаций. На жалобы, появляющиеся на различных форумах, действие данного закона не распространяется. Ожидается, что в нынешнем году количество обращений может несколько увеличиться — из-за того, что электронный вариант будет закреплен законодательно. Ответы на письма, полученные по интернету, должны направляться на адрес электронной почты заявителя. При этом закон не исключает возможности обратной связи в письменной форме. Так, если человек настаивает на том, чтобы организация выслала ему ответ на бумажном бланке, его пожелание должно быть выполнено. Кроме того, такое решение может принять и руководитель госоргана. Свои требования есть и к оформлению ответов на электронные обращения. Сканировать для них официальные бланки или подпись руководителя организации нет никакой необходимости. Достаточно указать фамилию, имя, отчество либо инициалы должностного лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения. Стоит обратить внимание и на такой важный нюанс: если гражданин недоволен ответом на свое электронное обращение, он имеет полное право обратиться в данную организацию повторно и выяснить все детали во время личного приема. Присылайте. Но только не по факсу — Законом также устанавливаются единые сроки рассмотрения обращений как для граждан, так и для юридических лиц, — уточнил Вадим Ипатов. — Так, на письменные обращения, в том числе занесенные в книгу замечаний и предложений, ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней, а на обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца. Кроме того, новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения. С другой стороны, в документе предусмотрены и случаи, когда учреждение имеет право не отвечать на письмо заявителя. В частности, госорган или организация может не направлять ответ гражданину, если в его присутствии выполнены требуемые работы или оказаны услуги. Не предполагают ответа и обращения, в которых содержится благодарность или же отсутствуют ходатайства, рекомендации, требования, сообщения о нарушении актов законодательства и недостатках в работе каких-либо организаций. Помимо этого в законе оговариваются новые подходы к работе с обращениями, в которых обжалуются судебные постановления. Теперь они не будут перенаправляться в судебные инстанции, в течение пяти дней их следует возвратить заявителям с разъяснением порядка обжалования таких решений. Наконец, еще один существенный момент. В законе перечислены и конкретные формы подачи обращений. К примеру, факсы здесь не указаны, а значит, и организации не обязаны принимать их к рассмотрению. Беседа “под контролем” С вступлением в силу нового закона у наших читателей некоторое замешательство вызвал тот факт, что теперь при проведении личного приема станут применяться технические средства — аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Безусловно, многие люди расценили такой шаг как нарушение прав человека. Между тем у законодателей существует иной взгляд на этот счет. — Данная мера призвана не ущемить законные интересы граждан, а наоборот, их защитить, — убежден Вадим Ипатов. — Использование технических средств позволяет повысить ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения, исключить грубость и хамское отношение к заявителям, выявить тех чиновников, которые проявляют излишний бюрократизм. Тем более что без ведома посетителя записывать или снимать на видео разговор никто не имеет права. Заявитель об этом должен быть поставлен в известность заранее. В случае же, если обратившийся не согласен вести беседу под контролем, он может отказаться от устного общения и подать свое заявление в письменной или электронной форме. Жалоба жалобе рознь В то же время не оставили без внимания и так называемых профессиональных жалобщиков. О том, что должна существовать определенная защита от таких людей, говорили уже давно. В частности, новым законом предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением необоснованных обращений, систематически направляемых в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В тему Новый закон об обращениях граждан и юрлиц стал одной из самых обсуждаемых тем нынешней недели. И в этом нет ничего удивительного, ведь он затрагивает работу практически каждой организации и учреждения. По мнению министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира ЦАЛКО, данный документ повысит ответственность чиновников в работе с людьми. Со вступлением в силу нового закона любой гражданин сможет направить свое обращение в органы власти по электронной почте. Чиновники же в свою очередь в установленные сроки обязаны будут рассмотреть его с такой же тщательностью, как и письменные заявления. “Власть останется перед людьми открытой и доступной, — такую точку зрения в беседе с корреспондентом БелТА высказал председатель Витебского облисполкома Александр КОСИНЕЦ. — С людьми надо всегда разговаривать по-человечески, и тогда многие вопросы просто исчезнут, а значит, не останется повода для жалоб. Мы не боимся новых подходов и постараемся решать проблемы наших граждан оперативно. Но и народу со своей стороны следует тоже думать о государстве. И обращаться к должностным лицам с обоснованными просьбами, между властью и людьми должно быть взаимоуважение и взаимопонимание”.Большим плюсом нового закона председатель Могилевского облисполкома Петр РУДНИК считает то, что в нем определен не только сам порядок работы с обращениями граждан, но и регламентируется ответственность обеих сторон. Это позволит, с одной стороны, повысить эффективность работы чиновников, а с другой стороны, отобьет желание у многих людей обращаться к исполнительной власти по вопросам, которые можно решить самостоятельно. Ведь не секрет, что некоторые граждане злоупотребляют своими правами и становятся “профессиональными жалобщиками”. А это требует лишних финансовых затрат и отнимает впустую время госслужащих. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
А жалобы, появившиеся на различных форумах в интернете, обращениями являться не будут. С 22 января нынешнего года в Беларуси вступает в силу новый Закон “О работе с...
|
|