БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС. 21.by

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

19.01.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Министерство образования Беларуси еще 29 ноября 2011 года направило в Болонский секретариат пакет заявочных материалов на присоединение к Европейскому пространству высшего образования. Начиная с 2002 года Беларусь последовательно внедряет принципы Болонской декларации в национальную систему высшего образования, а само решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году. Страна фактически подтвердила заинтересованность в участии в интеграционных процессах по формированию и дальнейшему развитию Европейского пространства высшего образования.

При этом как педагогическое, так и студенческое сообщество страны осознает, что присоединение к Европейскому пространству высшего образования не одномоментное явление, а длительный процесс, и поддерживают интеграционную инициативу. Беларусь готова взять на себя ответственность по внедрению положений Болонской декларации в национальную систему образования и предлагает рассмотреть вопрос о включении нашей страны в число государств — участников Болонского процесса на очередной конференции министров образования государств — участников Болонского процесса 26—27 апреля 2012 года. О новых возможностях получения образования за рубежом рассказал ректор Республиканского института высшей школы Михаил Демчук в ходе очередной онлайн-конференции БЕЛТА.
Елена Маслова, г. Витебск: — Сократится ли срок обучения в отечественных вузах со вступлением Беларуси в Болонский процесс?
— Во-первых, установленные сроки обучения в системе высшего образования сопоставимы с европейскими. При этом, правда, нужно помнить, что для поступления в европейские университеты требуется 12—13-летнее общее среднее образование. В Беларуси эквивалент 12(13)-го года обучения в европейской школе организован в виде цикла социально-гуманитарных дисциплин в учреждении высшего образования. Отмечу, что этот показатель составляет до 20% учебного времени за 5 лет обучения. Указанная система высшего образования на 100% соотносится со специально разработанной Международной стандартной классификацией образования (ISCED-97) и проектной версией ISCED-11.
Вместе с тем хочу напомнить, что впервые переход к 4-летнему высшему образованию в Беларуси был осуществлен в 2006 году согласно Программе перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием. Именно тогда 15% специальностей белорусских вузов стали 4-летними. Задача по сокращению сроков подготовки специалистов с высшим образованием была поставлена и главой государства на Республиканском педагогическом совещании 29 августа 2011 года. Сегодня мы рассматриваем различные варианты сокращения сроков подготовки по отдельным специальностям высшего образования. Но однозначно можно сказать, что это не будет формальное сокращение. Оно будет достигнуто путем содержательной оптимизации социально-гуманитарного компонента в подготовке специалистов с высшим образованием. При сокращении сроков специалисты будут основываться на предложениях самих учреждений высшего образования.
Валерия Алёшина, г. Алматы: — Изменятся ли правила защиты докторских и кандидатских диссертаций в будущем году? Какие документы потребуются для нострификации диплома кандидата или доктора, выданные в России или Республике Казахстан? Действует ли на практике система взаимного признания дипломов и будут ли сделаны дополнительные шаги для упрощения нострификации в рамках ЕЭП?
— Нострификация послевузовского образования особо не нужна. Там, где докторская система есть, там все решается. Есть соответствующие договоры и соглашения между странами. У нас послевузовская система образования несколько перегружена. Если мы входим в Болонский процесс, то появятся определенные сложности. Сейчас этот вопрос не стоит. Все будет зависеть от того, как мы будем участвовать в Болонском процессе. Но сегодня речь не идет о применении каких-то мер по искоренению какой-то ступени. Ваш вопрос связан, прежде всего, не с Болонской системой, а с вопросами взаимного признания документов об ученых степенях и званиях государств — участников ЕврАзЭС и СНГ. Сегодня это актуальная проблематика, которая нашла свое отражение в ряде проектов межгосударственных соглашений о взаимном признании и установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях. В Беларуси нострификация иностранных документов об ученых степенях и ученых званиях осуществляется Высшей аттестационной комиссией.
Максим Титушин, г. Гомель: — Скажите, как отразится вступление в Болонский процесс на финансировании образования?
— С 2011 года в Болонском процессе актуализирована тематика социальной ответственности государства за развитие образования, которая, помимо обеспечения равного доступа к получению образования, содействия трудоустройству выпускников, социального обеспечения и поддержки студентов в период обучения, предусматривает финансирование государством образования. ЮНЕСКО рекомендует странам в XXI веке выделять на развитие образования не менее 6% ВВП. В Беларуси показатели финансирования образования сопоставимы как с европейской практикой, так и с данными рекомендациями. Частные вузы по-прежнему останутся на самофинансировании. Не отразится вступление в Болонский процесс и на финансировании государственных вузов. В чисто моральном плане Болонский процесс даст нам возможность более реально взглянуть на уровень нашей подготовки.
Маргарита Лесина, г. Витебск: — Какие барьеры существуют сегодня у Беларуси для вступления в Болонский процесс?
— Мы полностью выполнили формальные условия Болонского процесса, предъявляемые для страны-кандидата на вступление. Между тем меня настораживает стремление отдельных людей замешать науку и образование с какими-то политическими вещами. Это же в первую очередь важнейшее дело для молодежи, для поднятия уровня высшей школы. Здесь нет никакой политики. На самом деле специалисты, которые работают в Республиканском институте высшей школы, проделали огромную работу. Мы досконально изучили все, что делается в области образования в мире. Провели уже несколько международных семинаров и конференций с привлечением зарубежных специалистов, представителей DAAD (Германская служба академических обменов), которые дали предварительные оценки нашей деятельности. Очередная встреча с зарубежными специалистами, в данном случае речь идет о представителях Конференции ректоров немецких университетов, запланирована на март 2012 года. Мы соизмерили свои возможности и возможности мирового образования. Уже в этом большая польза. Серьезных противников самой идеи вступления в Болонский процесс сегодня нет.
Юлия Цуван, г. Минск: — Вступление в Болонский процесс отменит экзамены в белорусские вузы?
— Экзамены не отменятся, по крайней мере, этот вопрос сейчас не обсуждается и не стоит на повестке дня. Жизнь покажет, как потом будут организовываться траектории подготовки специалистов и так далее. В этом вопросе возможны разные варианты, но сейчас высшая школа работает как и прежде, а Болонский процесс помогает нам в решении задач по подготовке специалистов. Болонский процесс никогда не ставил задач отмены вступительных испытаний и конкурсного отбора в высшие учебные заведения. Ставилась задача обеспечения равного доступа и повышения доступности высшего образования. Упор делается на избавление от различного рода ограничений: расовых, социальных, финансовых, религиозных при поступлении в университет. В наших правилах приема в вузы таких ограничений нет.
Римма Генриховна Каранкова, г. Бобруйск: — А смогут ли наши педагоги, большинство из которых защитились еще при Брежневе, перестроиться на новую информационно насыщенную форму преподавания? Ведь многие до сих пор читают лекции по своим студенческим конспектам.
— Тезис о том, что не перестроятся, постоянно актуализируется. Но добрая половина преподавателей все-таки учится по ходу. Конечно, многим сложно перестроиться по разным причинам. Но не это главное, а то, что у нас финишная подготовка специалистов не сильно привязана к новейшим технологиям. Современное образование идет по двум направлениям. Первое — создание современных учебно-научных производственных комплексов — тот же Стэнфорд, Калифорнийский университет. Для создания таких мощных кластеров, конечно, необходима политическая воля, необходимо, в хорошем понимании, лоббирование хотя бы на первой стадии формирования такой системы. Второе направление — дуальное образование. Первые 2—3 года человек учится в университете, а дальше полноценно учится на учебно-производственной базе заказчика, то есть это фирменное образование. Вот этого у нас немного не хватает. Но данную задачу нельзя напрямую связывать с Болонским процессом — она была поставлена главой государства на республиканском педагогическом совещании 29 августа 2011 года. Сейчас идет разговор о реализации в Беларуси проекта по созданию современного вуза очень высокого, эталонного, уровня, до уровня которого потом подтянутся другие. Тут, конечно, есть увязка и с Болонским процессом. Необходимо готовить очень быстро специалистов по многим направлениям. Болонский процесс даст возможность более эффективно организовать подготовку. Но это проблема не только наших, но и российских, европейских вузов.
Петр Малаховский, г. Минск: — В Европе принято выбирать вуз исходя из рейтингов. Будет ли разработан в Беларуси подобный рейтинг? Будет ли он представлен на сайте Минобразования?
— Рейтинг будет составляться, но он особо ничего не покажет, потому что есть мировая система рейтингов, где все прописано и можно найти любой вуз. По крайней мере, первая тысяча рейтинга вузов дает представление об уровне российских, украинских и белорусских вузов. Из отечественных вузов в третьей сотне находится только БГУ, во второй сотне, по-моему, — МГУ, ну а первая сотня рейтинга состоит из вузов Америки, Англии, Германии и так далее. Существуют различные методики определения рейтинга, и мы разработали свою. Сейчас приводим все в порядок, чтобы методика заработала, чтобы потом не получилось так, как это было с наукой — в рейтинге есть академики и члены-корреспонденты, а согласно реальной оценке цитируемости достижений ученых в десятку входят совершенно иные люди.
Леонид Маркелов, г. Гомель: — Болонский процесс предполагает активное включение производственных практик в учебные программы и обучение на рабочем месте. А наши производственники-частники не хотят работать со студентами. Как будем выходить из положения?
— Возможно, в учебных планах у нас нет серьезной привязки к производству, к новейшим технологиям и т.д. Теоретически студента мы можем подготовить. Но потом нужно отправлять его на предприятие, схожее с нашим, за пределы республики. Именно туда, где есть учебно-научная база на предприятии. Участие в Болонском процессе дает возможность решать эту задачу предметно.
Ахремчик В.В., г. Могилев: — В свете присоединения Беларуси к Болонскому процессу какое место займет в национальной системе образования среднее специальное образование (колледжи)?
— Сейчас идет процесс интеграции баз по ряду таких направлений, как ссузы и вузы. Это даст возможность более грамотно построить траекторию обучения, начиная со школы и до получения профессии в университете. В этом есть масса положительных моментов. Сейчас мы идем по пути интеграции этих структур, но это очень сложный вопрос. В чистом виде Болонская идея не заденет жизнь ссузов, там действуют другие правила, но нам необходимо формировать свой рынок услуг, что, в общем-то, и делается.
Сергей, г. Витебск: — Будет ли сокращено обучение специалистов-практиков в вузах до 4-х лет?
— Многие технологии подготовки устарели. Если все отряхнуть с учебных планов и программ, более рационально их построить, то можно переходить с 5 на 4-летнее образование на первой ступени. Это и делается по целому ряду вузов.
Сейчас у нас первая ступень — специалитет, а вторая — наращивание профессиональной подготовки, то есть магистратура. Но в перспективе, может быть, перейдем на схему бакалавр — магистр, тем более Президент на совещании по структуре высшего образования об этом говорил. Сейчас перейти нельзя, потому что рынок бакалавров неясен. Хорошо оформлен только рынок специалистов, он понятен работодателям.


Диана ШИБКОВСКАЯ
 
Теги: Витебск, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министерство образования Беларуси еще 29 ноября 2011 года направило в Болонский секретариат пакет заявочных материалов на присоединение к Европейскому...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика