Правозащитники рассматривают доступ к страхованию для людей с инвалидностью как один из аспектов соблюдения их прав, а именно права на доступную среду. Между тем сегодня не в каждой страховой компании человек с инвалидностью может, например, застраховаться от несчастного случая.
Чтобы понять, насколько сложно застраховаться инвалиду, координатор международного социально-экономического фонда «Идея» Анастасия Степина обратилась по телефону в ряд страховых компаний с вопросом, можно ли инвалиду получить медицинскую страховку при выезде за границу. Оказалось, что сделать это непросто. Страховщики отказываются от сотрудничества с инвалидами. Когда же дело доходит до обсуждения темы на уровне руководства компаний, выясняется, что застраховаться от несчастных случаев все же можно, но с различными оговорками.
Так, ведущий специалист компании «Промтрансинвест» Сергей Андриевич отмечает, что в настоящее время компания не страхует от несчастных случаев и не предоставляет услуги медицинского страхования инвалидам 1-й и 2-й групп. При этом если человек, имеющий инвалидность, но не сообщивший о ней, заключает такой договор, то при наступлении страхового случая фирма имеет право расторгнуть договор, исходя из того, что информация о клиенте была неполной.
Связано это с тем, что для страховых компаний договоры страхования с инвалидами в большинстве случаев оказываются крайне убыточными. К тому же, договор страхования является добровольным: клиент обладает свободой волеизъявления, а страховщик — правом заключать или не заключать договор.
Сергей Андриевич подчеркнул, что если человек с инвалидностью хочет застраховать машину, квартиру, дачу, то проблем не будет. Что же касается страхования жизни и здоровья, то в случае людей с инвалидностью можно вести речь о нежелании страховщиков увеличивать свои риски.
«Любая организация, которая преследует цель увеличить прибыль, ищет пути, как избежать потерь. Кто-то вводит более жесткие критерии страхования, кто-то вообще не занимается страхованием инвалидов», — отмечает представитель «Промтрансинвеста».
И даже при том, что обращения инвалидов за страховкой (медицинской и от несчастных случаев) составляют не более 1% от общего числа страхователей, есть случаи злоупотребления, отмечает Сергей Андриевич. В качестве примера специалист привел случай, когда клиент, скрыв информацию о состоянии своего здоровья, сделал в США операцию на сердце стоимостью 100 тыс. долларов, а расплатилась за нее страховая компания.
Риск компании в данном случае был связан не с инвалидностью клиента, а с его заболеванием, что не одно и то же. Этот человек мог вовсе и не быть инвалидом, отметил, в свою очередь, координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский. Любой человек может иметь то или иное заболевание и скрывать его, при этом необязательно, что он будет инвалидом: «Это стигма, когда на инвалида вешают ярлык как на человека, потенциально опасного для страховщика».
Заместитель начальника главного управления страхового надзора Министерства финансов Станислав Саевич отметил, что позиция государства по поводу страхования инвалидов однозначна — дискриминации быть не должно. Что же касается политики компаний, предоставляющих услуги страхования, то они вправе формировать ее по собственному усмотрению. Например, отметил Станислав Саевич, «Белгосстрах» услуги людям с инвалидностью предоставляет.
Как подчеркнула заместитель начальника управления медицинского страхования «Белгосстраха» Людмила Кулак, «Белгосстрах» относится к тем страховым организациям, где запрета на оказание услуг инвалидам нет. Однако есть особые требование к размерам страховых взносов — инвалиды за страховой полис платят больше.
Меж тем, как отметил Станислав Саевич, страховой надзор не может настаивать на распространении услуг для инвалидов в негосударственных компаниях. Специалист считает, что если люди с инвалидностью будут более социально активны и экономически независимы, то появятся и соответствующие предложения в сфере услуг страхования.
Однако, подчеркнул Сергей Дроздовский, низкая экономическая активность инвалидов — не только их персональная проблема.
«Можно констатировать факт маргинальности и сегрегации людей с инвалидностью, то есть выделения их из общества. Они находятся вне основных потоков жизни. Было бы лучше, если бы в обществе была заинтересованность в формировании такой среды, которая способствовала бы привлечению инвалидов в социум. Также необходимо понимать, что понятие доступности к различным сферам жизни распространяется также и на экономическую сферу. В этом мы видим соблюдение прав людей с ограничениями. Страхование — это лишь одна из экономических сфер, недостаточно доступных для инвалидов», — подчеркнул Сергей Дроздовский.