В будущем белорусская армия и подразделения МВД могут получить на вооружение произведенную в Беларуси по российскому проекту бронированную машину. В Беларуси может быть организована сборка бронированного автомобиля «Тигр» разработки Арзамасского машиностроительного завода.
Об этом в недавнем интервью газете Министерства обороны России «Красная звезда» заявил председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев. По его словам, уже идут переговоры с потенциальным инвестором относительно реализации нескольких инвестиционных проектов, один из которых предполагает сборку специального транспортного средства «Тигр» на площадях ОАО «Минский завод колесных тягачей» с последующей локализацией производства и экспорта.
Между тем практически одновременно в московской газете «Известия» появилась публикация, в которой со ссылкой на неназванный источник в Министерстве обороны России сообщалось, что с 2014 года вооруженные силы этой страны перестанут закупать бронированные машины ГАЗ-2975 «Тигр». Причина в том, что их невозможно быстро модернизировать с учетом современных требований.
Несмотря на то, что в Военно-промышленной компании (ВПК), которая контролирует Арзамасский завод, пообещали за три года исправить вызывающие недовольство военных основные недостатки машины, такие сроки были признаны в Минобороны неоправданно долгими.
Ныне на балансе российской армии находятся 50 «Тигров», но списывать их пока не собираются, машины будут эксплуатироваться в спецподразделениях в качестве армейских джипов. Большинство этих машин имеют 3-й класс защиты по ГОСТу 1996 года — при таких параметрах броня пробивается из обычного автомата с расстояния 10 метров.
Недавно Минобороны России закупило несколько десятков «Тигров» ГАЗ-233014 (с американским двигателем Cammins) и ГАЗ-233114 (с российским двигателем ЯМЗ-534), прошедших сертификацию внутренних войск по 5-му классу. Правда, этому сертификату военные отказываются доверять.
Слухи о том, что российскому «Тигру» тамошнее военное ведомство предпочло итальянский броневик Iveco LMV M65 (российская версия носит название «Рысь»), появлялись в прошлом неоднократно, однако конкретное время прекращения закупок «Тигров» до сих пор не называлось.
Объясняя причины выбора итальянских машин, в Главном автобронетанковом управлении Минобороны России указывают на отличную защиту этого броневика, способного выдержать даже подрыв мощного фугаса.
В свою очередь, в ВПК заявляют: «Тигр» с классом защиты 6A, обеспечивающим аналогичные боевые свойства, практически готов. Классы защиты отличаются по способности брони выдержать обстрел из разного вида оружия. В данном случае речь идет о защите, способной выдержать даже попадание бронебойной винтовочной пули калибра 7,62 мм.
По словам представителей российской оборонной промышленности, «Тигр» класса 6А лучше «Рыси» и безопаснее для экипажа. И главным достоинством «Тигра», по мнению производителей, является сварной корпус. При попадании же более-менее крупного боеприпаса в «Рысь» в боевом отделении автомобиля возникает перепад давления из-за разошедшихся щелей в бронепластинах, что может стоить жизни экипажу.
Справка. Автомобиль «Тигр» выпускается на Арзамасском машиностроительном заводе с 2005 года. Машина способна развивать скорость до 140 км/час и перевозить до 9 человек (или 1,2 тонны груза). При выполнении боевого задания экипаж «Тигра» может вести огонь из личного оружия из люка в крыше или через открывающиеся створки на бронированных стеклах в дверях и по бортам.
Ныне бронемашина выпускается в нескольких вариантах: СПМ-1, СПМ-2, командно-штабная машина Р-145БМА для сил охраны правопорядка и специальное транспортное средство ВПК-23314 «Тигр-М» для Министерства обороны. Предполагается и поставка бронемашины на экспорт. Заинтересованность в покупке «Тигра» выражали 10 стран, включая Бразилию, Иорданию и Израиль.
Однако в Минобороны России отказываются прислушиваться к этим доводам. Время, дескать, ушло. Если же обратиться к мнению независимых военных экспертов, то последние уверенно заявляют, что в действительности «Тигр» ничем не хуже «Рыси».
По их мнению, все дело лишь в том, что, закупив «Рысь», Минобороны намеревается получить доступ к современным итальянским автомобильным технологиям. Достижения итальянцев в конструкции двигателей и подвески, а также их принципы комплектования бронемашин в военном ведомстве России планируют использовать при разработке российской средней колесной платформы для создания модульных бронетранспортеров «Бумеранг».
Но такой вроде бы вполне рациональный подход, как предупреждают специалисты, может разрушить весьма важное направление развития российского автопрома.
Возможно, именно для того, чтобы сохранить важные наработки в области конструирования и выпуска бронированных автомобилей, представители оборонной и автомобильной промышленности России и рассматривают сегодня варианты налаживания производства броневиков «Тигр» в Беларуси. Потенциальными потребителями этой боевой техники в Беларуси могут стать внутренние войска и силы специальных операций.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что разработчик и изготовитель «Тигра» ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» находится, как сказано на сайте предприятия, «в периметре управления» ОАО «Военно-промышленная компания», которое в свою очередь является дочерним предприятием ОАО «Русские машины». А главным акционером этого акционерного общества является олигарх Олег Дерипаска.
Последний, как известно, предпринимал неоднократные попытки (пока, правда, неудачные) включить в сферу своего влияния предприятия белорусской автомобильной промышленности, и прежде всего МАЗ.
С учетом данного обстоятельства организация на деньги Олега Дерипаски сборки броневиков «Тигр» на площадях Минского завода колесных тягачей (или другого предприятия) выглядит вполне реальным проектом. Еще одним возможным кандидатом на роль партнера «Русских машин» вполне может стать Борисовский завод по ремонту бронетанковой техники.