Как пресечь социальное иждивенчество? Почему это явление у нас так разрослось? Эти вопросы чуть ли не чаще прочих звучали на коллегии Министерства труда и социальной защиты, где подводились итоги прошлого года и ставились задачи на нынешний. С фактами из жизни спорить бессмысленно. А они явно указывают на то, что, хоть социальная поддержка и является одной из важнейших задач государства, некоторые ее современные механизмы способствуют злоупотреблениям.
За примером далеко ходить не надо. После увеличения бюджета прожиточного минимума многие бросились оформлять пособия по уходу за инвалидами I группы и лицами старше 80 лет. Особенно ярка эта тенденция в деревнях. Еще бы — во многих сельскохозяйственных организациях заработная плата практически такая же, как и размер этого пособия, а старики есть под боком у всех. Петр Савицкий, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома, привел показательный факт: в одном из сельсоветов Лельчицкого района документы на получение такого пособия подали сразу 29 человек. При этом многие бросают работу, но ухаживать за стариками не спешат. А значит, средства, по сути, тратятся в никуда, ведь пожилые в итоге так помощи и не получают, становясь лишь инструментом добычи легких денег. Представители регионов категоричны — это пособие следует вообще отменить, а средства выплачивать непосредственно нуждающимся в помощи как прибавку к пенсии, чтобы те сами распоряжались, какого помощника на них нанять. Конечно, параллельно с этим хорошо было бы поднять зарплаты на селе, чтобы они могли конкурировать с социальными выплатами. Иначе проблема вряд ли решится.
В отношениях взрослых детей и престарелых родителей главным регулятором должна выступать все же совесть, а не материальный стимул. Но там, где совесть молчит, иного выхода, как бить по кошельку, не остается. Например, директор Минского дома–интерната для престарелых и инвалидов Вера Лейковская рассказала, что среди ее подопечных есть подарившие свои квартиры детям или внукам в расчете на достойный уход за собой в знак благодарности. В итоге же старики оказались на попечении государства, страдая от несправедливости и чувствуя себя обманутыми. Предложенные пути преодоления этой почти морально–нравственной проблемы выглядят вполне разумно — граждан, произведших в последние 3 года отчуждение принадлежавшей им собственности, помещать в интернат только на платной основе. Возможно, тогда родственники более ответственно отнесутся к дарителю и не будут стремиться спихнуть его на плечи бюджета? Есть мнение, что вообще стоит прийти к такому постулату: выполняет государство роль опекуна, берет на себя все расходы по содержанию пожилого человека, — именно ему, а не родственникам, отказавшимся от своих обязанностей, следует быть наследником имущества. Иначе многие отпрыски так и будут вспоминать о стариках, лишь когда те ушли в мир иной...
Непростая ситуация и с повышенными пособиями по уходу за ребенком для матерей–одиночек. Быть неполной семьей нынче выгоднее, чем полноценной, а потому неудивительно, что их число не уменьшается. Причем в реальности у ребенка есть и мама, и папа, которые, однако, ради больших выплат не стремятся официально заявить о себе как о семье. Вот и получается, что существующая система поддержки одиночек провоцирует увеличение их количества. Все чаще раздаются голоса, что пособие по уходу за ребенком надо уравнять для всех мам. Возможно, это произойдет после того, как его привяжут к зарплате — а вопрос будет решаться уже в ближайшее время. Предполагается, что размер выплат будет составлять 35 — 40% от среднего заработка по стране. А как же будут растить малышей мамы, которые действительно остались без мужа? Ведь им, безусловно, нужна большая помощь! Один из вариантов — она будет оказываться адресно. Так будет понятнее — в каком размере и кому она нужна.
Смею предположить, что эти меры, воплотись они на практике, вряд ли будут популярными. Но ведь в итоге–то в выигрыше должны оказаться как раз нуждающиеся в помощи. Ведь средства тогда будут тратиться более эффективно. А вот ряды «примкнувших по собственному желанию» явно поредеют. И это будет вполне справедливо.