На начало февраля в стране было около 53 тысяч свободных рабочих мест...
Как только мы слышим слово «гастарбайтер», воображение сразу рисует телевизионных Равшана и Джумшута на московских, но уж никак не минских стройках. Но ведь всего за один прошлый год количество иностранных рабочих только в Минске увеличилось втрое — теперь их около 8 тысяч человек. По подсчетам специалистов, в целом по стране их вдвое больше. Татьяна Кудевич, заместитель начальника управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, приводит для наглядности еще один пример: за минувший год граждане 69 стран трудоустроились в 625 столичных субъектах хозяйствования. А сколько еще тех, кто приехал нелегально!
На начало февраля в стране было около 53 тысяч свободных рабочих мест. Бесспорный лидер здесь Минск — на каждого столичного безработного приходится по 6 вакансий. Чуть меньше выбор в областях, за исключением разве что Гомельской. Тем временем специалисты подсчитали: каждое незанятое рабочее место ежегодно лишает экономику страны семи тысяч долларов. Но если своих рабочих рук не хватает? Вот и привлекают иностранцев... Турция, Узбекистан, Россия, Латвия, Литва, Вьетнам, Китай, Украина — география гастарбайтеров разнообразна. Где работают? В первую очередь в строительстве (среди каменщиков, плотников, бетонщиков и монтажников сплошь и рядом небелорусы). А как живут? По–разному. Один из руководителей строительного объекта вспомнил, как его подчиненные–украинцы жили вдесятером в двухкомнатной квартире. Казалось бы, не бог весть что, но, как говорится, все познается в сравнении: год назад, работая в России, эти же гастарбайтеры ночевали прямо в жилом доме, который строили. Естественно, без отопления, воды, света. Тут уж минская отдельная квартира со всеми удобствами в микрорайоне Чижовка кажется едва ли не райским уголком...
Немало на стройках и таджиков, узбеков, турок, которые говорят лишь на своем родном языке. Объясниться удается разве что жестами. Прорабы признают, что, бывает, выходят из себя, пытаясь в пятый раз объяснить задание на пальцах. К слову, некоторые из гастарбайтеров–«молчунов» по–русски понимают прекрасно, правда, выясняется это лишь в тот момент, когда их чего–то лишают. Увы, реальность строительной сферы такова: приезжие на работу, как правило, не оформляются официально, а их общение с начальством сводится к бесконечной ругани.
Отдельная каста — строители из Прибалтики. Ведь для реализации своих объектов инвесторы из Литвы, Латвии часто предпочитают привезти работников из числа земляков. Есть и те, кто приезжает вместе с бригадами и просто–напросто берет какой–либо подряд. Естественно, живут прибалты в большинстве своем в гораздо лучших условиях — снимают отдельные комнаты, а то и квартиры, и получают в среднем около 700 долларов в месяц. В одной из строительных компаний знакомлюсь с литовцем Арунасом Печюконисом. Он уже три года работает прорабом в Беларуси, руководит проектами в минском микрорайоне Каменная Горка. А на выходные ездит к семье в литовский город Мариямполе.
— Почему здесь решили работать? — интересуюсь у Арунаса, который с акцентом, но все же замечательно говорит по–русски.
— В Литве тоже был прорабом, а когда стройки остановились, руководители переехали в Беларусь. И нам, своим сотрудникам, предложили перебраться.
Вот как! А я думала, что в Литве полное изобилие, рай земной. Нет, из Вильнюса едут заработать в Минск. Парадоксы глобализации?..
Приезжают иностранцы поработать и в других сферах — поварами, преподавателями, спортсменами–инструкторами, руководителями предприятий. По словам Татьяны Кудевич, речь идет о тех профессиях, которые востребованы на минском рынке труда. Например, в рестораны национальной кухни намеренно приглашают поваров из соответствующей страны. Так, в одном из заведений узбекской кухни администрация подтвердила, что все повара — приезжие, работают здесь уже более года. Сами же гастарбайтеры от интервью отказались. Их руководству осталось лишь сослаться на природную скромность узбекского народа...
Будет ли в дальнейшем наша страна привлекательна для иностранной рабочей силы? Здесь не помешает учесть ситуацию в Москве, где большинство дворников — таджики, которые работают круглые сутки и ютятся при этом в подвалах жилых домов. На рынках — китайцы и вьетнамцы. Строительство — территория молдаван и украинцев. Отлично себя чувствуют, кстати, в этом деле и немало белорусских фирм. А вот армяне в основном выступают в роли основателей ресторанов, клубов, гостиниц. Очень может быть, что и у нас разделение на профессиональные сферы однажды обретет национальную окраску. Впрочем, в борьбе за кадры выигрывает тот, кто предлагает лучшие условия.
Кстати
По информации МВД, более половины пропадающих за рубежом белорусов исчезают в России. В основном это жители Витебска, Гомеля и Могилева. Наиболее распространенная причина отъезда — на заработки. Самый популярный регион — Москва и Московская область, далее — Питер и Брянщина, в последнее время еще и Сочи. Немало подпольных заводов есть под Махачкалой, где и трудятся гастарбайтеры. Определяют даже группу риска «уезжающих и исчезающих» — по большей части это люди, злоупотребляющие алкоголем либо с криминальным прошлым.