БРАТСТВО ПО ВЕРЕ. 21.by

БРАТСТВО ПО ВЕРЕ

12.04.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Нашествие монголо-татар, опустошение Киевских земель, объединение в единое государство — Речь Посполитую...
Это было самое трудное время, особенно для православных, в западных землях Украины и Беларуси. Трудность заключалась еще и в том, что князь Даниил в одиночку противостоял татаро-монголам, силы его государства были на пределе. Перед ним стояла та же задача, что и перед Александром Невским — пойти на союз с Западом или Востоком.
Еще при отце Даниила князе Романе Галицком римские легаты шли с просьбами принять католичество. Наградой могла служить королевская корона. Роман отказался, а вот его сын предложение принял. Он надеялся на помощь Папы в защите от набегов татар. Папа попросил самую малость — признать его главой русской церкви. Поначалу Даниил отказался, но потом согласился. Но обещание так и осталось обещанием, помощи Даниил не дождался. Со временем Галиция стала частью Речи Посполитой.
Вместо рыцарей на Галиччину хлынули католические миссионеры, монахи Бернардинского и Доминиканского орденов. Началось окатоличивание православных земель. Даниил спохватился, отказался от договора с папской курией. Но было поздно. Червонная Русь за эту слабость поплатилась сурово. Во второй половине ХIV века ее захватила Польша. Этот галицийский разлом прошел через шесть веков и оказался отправной точкой распада Российской империи в первой мировой войне.
Идеологическая борьба — вещь тонкая. В то время все делалось хитро, использовались малейшие человеческие слабости. А какая из них главная? Правильно, возможность чем-то обладать. Польский король давал невиданные имущественные и материальные преференции для всех, кто принял католичество. Но это касалось высшего слоя общества. А в простом народе православие было и верой, и смыслом жизни.
С тех пор и пошло, что римская вера была панской, а православная — народной. Хотя это далеко не так. Польский король безраздельно с этого периода мог распоряжаться всем церковным имуществом. Он раздавал его, а иногда и продавал. В том числе и церковные должности. За Владимир-Волынскую кафедру вообще развернулись боевые действия. Сразу два кандидата получили грамоту на ее владение. Один успел занять ее раньше, второй опоздал. И последним аргументом в споре посчитал пушки, которые тут же вытащил и стал обстреливать Владимир-Волынский Успенский собор.

Неразрешимая задача и сегодня
Униатство. Этот болезненный вопрос дошел и до наших дней. История Греко-католической униатской церкви началась за век до галицийских событий. На VIII Вселенском соборе греческая и римская церкви объединились против усиливающейся Османской империи. Но Рим не прислал Константинополю помощи, и столица Византийской империи пала 29 мая 1453 года.
Турки, разграбив город, превратили храм Святой Софии в мечеть, и православного центра не стало. Многие поколения русских императоров жили идеей возвращения этого храма православию. Об этом мечтали Достоевский, Гоголь. Для православных этот храм то же, что для евреев храм Соломона. Возвращение было так близко, а генерал Скобелев с войсками в русско-турецкой войне был в одном шаге от Стамбула. Но… Вмешалась высшая европейская дипломатия XIX века. Сегодня Святая София — музей в Стамбуле — святое место для всех православных паломников.
К слову сказать, расхождений между католиками и православными много. Большинство из них многим непонятно и труднообъяснимо. Однако они вполне терпимы и не носят радикального характера. Но главное расхождение понятно и ясно всем — это догмат о примате Папской власти. Для Восточной церкви такое неприемлемо. Здесь всегда было большое пространство для плюрализма верующих. Это традиция. В православной истории были патриархи, которых изгоняли. Например, патриарх Игнатий, принявший Унию и ушедший под начало Рима, был изгнан из Москвы.
Ничто так не усиливает церковный антагонизм, как притеснение прав верующих другой конфессии. Это не имеет отношения к вере. Скорее, это поступки конкретных мирян, обличенных в церковный сан. В галицийских городах того времени православные были людьми второго сорта. Их не брали в цеховые организации ремесленников, им отводили отдельную территорию для проживания. Своего рода гетто. Но действие рождает противодействие. Именно в этих кварталах образовывались православные ячейки, которые назывались «Братства».
Все началось просто — с застолья. В праздники за один стол садились и бедные, и богатые. Сначала возникло Львовское братство, затем это распространилось и по всей Украине. Патриарх Атлахисский Аким утвердил устав львовского братства. И даже львовский епископ не имел права вмешиваться в их дела. Собирались братчики просто — по улице проносили знамя. Имелась и своя казна, она называлась братской кружкой. Деньги шли на обучение, печатание книг, на лечение братчиков.
Один из самых красивых соборов Львова — Успенский — построен в то время на деньги братчиков. Русский царь Федор Иоаннович прислал братчикам помощь деньгами, пушниной, как того просили строившие храм. Братчики всегда чувствовали поддержку со стороны государства российского. Когда в 1594 году львовский магистрат запретил колокольный звон, братчики подали на магистрат в суд и выиграли дело.

Первопечатник

Иван Федоров напечатал в Москве «Апостол» и «Часослов». Но вынужден был бежать — чернь разгромила его типографию. Поначалу он жил в Беларуси, затем переехал во Львов. О нем мы знаем мало. Первая реальная дата упоминания о нем — 19 апреля 1564 года, когда был напечатан московский «Апостол». Федоров служил дьяконом Государевой церкви Миколы Гостуня. А сама типография основана Иваном Грозным. Федоров был образованным человеком, полиглотом. Он печатал книги на нескольких языках, сам был корректором. Ошибок в книгах не было!
Станок Федоровского образца и сегодня хранится в музее искусства древней украинской книги. Федоров сам усовершенствовал печатный станок. Многие части его были из металла. Он ведь был еще и пушкарем, то есть артиллеристом. До наших дней дошло письмо Федорова от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюсту Августу. Предложение было простое: купить разборную мортиру, которая собирается и разбирается на поле боя.
Федоров оставил свои воспоминания, которые являются первым мемуарным текстом как в России, так и в Украине. Называются они «Сия оба повесть изъявляет откуда начася и како свершися друкария сия?». Это мемуарный текст о львовской типографии.
Типографское дело и в то время, и сегодня — дорогое удовольствие. Федорову требовались деньги. За помощью он обратился к князю Острожскому. У него в то время была мощная частная типография. Князь был киевским воеводой и известным в Польше магнатом. В нем уживалось два начала: он был сторонником польско-литовских королей, сторонником независимости от Московской Руси и в то же время главным защитником православия в Речи Посполитой. Первая Библия вышла с Федоровского печатного станка 13 июля 1580 года. И до сих пор Острожская Библия считается шедевром полиграфии.
Первопечатника Ивана Федорова похоронили во Львове в Онуфриевском монастыре. Построенный князем Острожским монастырь тогда принадлежал львовскому братству. Потом монастырь захватили униаты и уничтожили могилу первопечатника.

Поиск опоры?
Летом 1594 года в Бресте тайно собрались четыре архипастыря. Они составили документ, в котором речь шла об Унии. То есть о готовности русской православной паствы признать верховную власть Папы Римского в обмен на сохранение восточного православного обряда в церквях. Двое епископов отправились в Рим и присягнули Папе на верность от всего епископата и православного народа. Одним из них был Кирилл Терлецкий, который, будучи священником, не стеснялся насиловать и грабить.
Предательство епископов вызвало негодование среди простых людей. Из-за этого едва не начались боевые действия. Князь Острожский и здесь был первым. Он потребовал созвать Собор, чтобы православные сами решали свою судьбу. Два Собора собрались в Бресте. Оба анафемствовали друг на друга.
Посланник патриарха константинопольского архидиакон Никифор Кантакузин объявил униатов лишенными сана. Но польский король поспешил утвердить Унию. Православные шляхтичи потребовали разбирательства в сейме.
Никифора вскоре арестовали. Обвинили в шпионаже, черно-книжии и даже в прелюбодеянии с матерью султана. Суд был позорным. Никифор блистательно отверг все обвинения. И тем не менее его заточили в один из тевтонских замков, издевались, и через несколько лет он умер, замученный голодом.
А Братства продолжали жить и действовать. Их православным подвигом стало спасение православия на Украине и в Беларуси.


Игорь КОЗЛОВ
 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нашествие монголо-татар, опустошение Киевских земель, объединение в единое государство — Речь Посполитую... Это было самое трудное время, особенно для...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика