Директор Гомельского филиала «Белпочты» Галина Терещенко — самый молодой руководитель областного подразделения Минсвязи. Кандидат технических наук, защитила первую в стране диссертацию по почтовой связи. Под ее началом 4.500 человек — один из самых больших коллективов в регионе. В ежедневнике Терещенко записано японское изречение: «Если на пути ты не встретил препятствий, значит, ты не состоялся. Купи их за большие деньги». Придерживается «принципа трех «П» — профессионал, патриот, порядочный человек: «Если какое–то качество «проседает», это не совсем тот сотрудник, который нам необходим». Исповедует здоровый профессиональный шовинизм: при строительстве нового микрорайона первым делом необходимо закладывать почту, остальное приложится.
Ее подходы к управлению, возможно, заинтересуют не только почтовиков. Мы поговорили о том, как «пробивать стены», стоит ли проявлять инициативу и легко ли быть молодым...
— Что касается вопроса «легко ли быть молодым?» применительно к руководителю... — Галина Терещенко размышляет недолго. — Легче, чем немолодым. Есть здоровье, интерес, перспективы, хочется что–то делать. Да и самой интересно иметь дело с прогрессивным, быстро соображающим человеком. Молодежь более открыта новому, любопытна, способна расширять кругозор. Минусы? Никто не отменял предубеждения: молодой — значит, зеленый. Меня не всегда воспринимали всерьез. Но это максимум на одну встречу. Как–то удавалось дать понять старшим коллегам, что я разбираюсь в предмете...
— Но и у вас есть руководство — со своими взглядами, представлениями о методах работы... Что вам ближе — самостоятельность или точное следование полученным сверху инструкциям?
— Необходим баланс между личной инициативой и четким пониманием цели. Функции любого руководства — определять стратегические цели. Это происходит и в «Белпочте», это нормально. А каким путем мы придем к этим целям — уже наши вопросы. Тут полная свобода творчества, реализации идей. Важен результат. Управление с описанием каждого шага я считаю неэффективным — инициатива подавляется, развитие компании тормозится.
— Почта — высокотехнологичное предприятие. Насколько вы сами ориентируетесь в современных технологиях, гаджетах, программах?
— Руководитель должен быть в курсе новинок, терминологии, нащупывать новые проявления прогресса, которые могут быть полезны — сэкономят время, освободят руки, позволят делать не два, а три дела одновременно. Я не фанатик модных девайсов, но считаю себя мобильным человеком. По крайней мере, не пугает необходимость освоить новую программу или устройство. В сфере IT особенно важно развиваться. Задержался на какой–то стадии — можно закостенеть... И все же привыкаю к хорошей, настроенной под меня вещи. Менять устройство ради престижа не стану. Разве что по техническим соображениям, когда появилось что–то реально более мощное, быстрое, функциональное.
— Кстати, о закостенении. Часто ли приходится сталкиваться с этой проблемой?
— Бывает. Чем выше ранг руководителя, тем больше соблазнов. В том смысле, что есть заместитель, начальник отдела, которые разбираются. А значит, можно не углубляться самому в задачу — «пусть подготовят, я подпишу». Но так однажды станешь пятым колесом в телеге. Внутри нашего коллектива с восприимчивостью нового все в порядке. Люди заводные, активные... Что касается внешних контактов, то, если моя идея не находит у кого–то понимания, я не трачу время на то, чтобы пробивать непробиваемую стену. Умнее зайти «сбоку». Монополизм кончился, просто предложу проект руководителю другого предприятия. Важно отличить пробиваемую стену от непробиваемой.
— Читал, как некие энтузиасты запечатали фотоаппарат в коробку, прорезали отверстие для кнопки и объектива, после чего отправили по почте таким образом, чтобы посылка обошла весь мир. На коробке на разных языках написали обращение к почтовикам: фотографируйтесь. В результате на карте памяти оказались десятки душевных и веселых снимков. Неизвестно, насколько это правда, но придумано красиво. Почему–то у нас имиджевые акции не распространены...
— Имиджевую акцию мы наблюдаем периодически во всех отделениях. Накануне праздников люди начинают активно требовать книгу замечаний и предложений — и пишут туда поздравления и благодарности. В том числе в стихах. Это совершенно стихийно возникшая традиция — не придуманная, не спланированная кем–то сверху. Формально на такие обращения можно не отвечать — но как не ответить?..
— Как сделать отрасль сверхприбыльной?
— Тут надо быть осторожным. Да, мы должны зарабатывать. Оптимизируем сеть и логистику, внедряем новые формы... Но, повышая доходы, надо помнить о социальной стороне, что 8 из каждых 10 наших отделений — сельские... В то же время резервы есть. В США, например, почтой пересылают все — от пачки бланков до катеров. У нас же отправляют и получают посылки в основном граждане. Корпоративная доля невысока. Фирмы используют иные, более затратные, неудобные, не гарантирующие сохранности способы. Это неправильно. Чем гонять машину за, скажем, картриджем, выгоднее отправить его по почте. Особенно с учетом того, что тарифы у нас копеечные!