Выходные дни: свадебные кортежи на виду у восхищенных прохожих устремляются к ЗАГСам. Как хороши невесты, статны женихи! К поздравлениям, теплым пожеланиям молодоженам с удовольствием присоединяются и авторы нашей полемической рубрики. Однако работа есть работа: мы, увы, вынуждены размышлять над унылой статистикой. По официальным данным, в стране постоянно растет число разводов. В 2009 году на тысячу человек приходилось 3,7 расторгнутых брака, в 2010–м этот показатель достиг 3,9, а в 2011–м — 4,1. Для сравнения: средний «разводный» результат по Европе — 2,1 и хуже, чем в Беларуси, обстоят дела только в России (4,5). На 86,8 тысячи браков в год у нас приходится около 38,6 тысячи разводов. Вряд ли кто–то будет гордиться такими «рекордами»...
Как же остановить бракоразводный бум? Каковы причины распада семей? Один из спорщиков полагает, что какие бы факторы ни влияли на тревожные процессы, нельзя пускать дело на самотек, государству пора установить контроль над ситуацией. Под другим углом рассматривает современные тенденции оппонент. Его мнение: катастрофы в разводах нет, просто на смену патриархальным отношениям приходят новые. Позиции журналистов «СБ» находятся на разных полюсах. А как полагаете вы, уважаемые читатели, возможен ли в этом споре компромисс? Есть ли золотая середина в ответе на вопрос: Откуда в браке брак?
Требуются «переговорщики»: в заложниках дети
«Дорогие молодожены! Сегодня отправляется в плавание ваш новый семейный экипаж! Выпьем же за долгое благополучное плавание вашего корабля по бурному океану жизни и за преодоление им всех житейских штормов и бурь. Счастливого вам плавания!»; «Чтобы дожить до серебряной свадьбы, надо иметь золотой характер жены и железную выдержку мужа. Поднимем эти бокалы за чудесный сплав!»
Какой пафос в свадебных тостах... Какой церемониальный шик... Но, анализируя статистику разводов, удивляешься: и куда потом деваются милые щедрые люди, когда супруги принимают решение «разбежаться»? Где те свидетели, которые под марш Мендельсона закрепляли своими подписями узы брака? Чаще — судачат в стороне, не вмешиваются. И знаешь, я ни в кого не бросаю камень. Одни объясняют политику нейтралитета из деликатности, иные сами своих семейных проблем решить не могут. И вот медовый месяц давно позади, в доме все чаще разгорается огонь конфликта. А развод представляется несчастливым супругам как наилучший пожарный выход...
Думаю, раз так теперь все нехорошо оборачивается, нужно ставить бракоразводной лавине (иначе тенденцию не назову) мощный заслон. Конечно, некоторым из так называемых друзей семьи тоже не худо было бы играть миротворческую роль. А родителям супругов выступать посредниками сам бог велел, но если получается, как в злых анекдотах про тещ, то «переговорщиками» должны стать государственные и общественные институты. Ведь в заложниках семейных ссор оказываются дети. У 60 процентов разводящихся — общие ребятишки...
Знаю, что «не модно», но все же поставлю в пример практику советских времен. О крепости семей заботились не только родственники, но и женсоветы предприятий, парткомы. Дебоширов, алкоголиков увещевали, детей их опекали. Случались перегибы, излишняя ретивость, но активисты комитетов меру в основном знали. Это нынче директорам мало дела до личных проблем работников (главное — трудовые показатели), а когда деревья были большими и наши бабушки юными, чужого горя не бывало. И сейчас, знаю, женсоветы, к примеру, действуют при воинских частях. Не помешали бы они и на гражданских предприятиях. Вот бы стартовать с таким социальным проектом в деревнях, райцентрах, где народ душевнее и без столичного снобизма воспринимает «общественную нагрузку»!
Судьи констатируют: большинство бракоразводных процессов проходит без скандалов, мужья и жены словно под копирку ссылаются на «несхожесть характеров», «утрату чувства любви». Да и расходятся без трепета в разные стороны. А работники райсудов, надо полагать, с чистой совестью отправляют такие дела в архив... Однако, как мне кажется, юристам стоит проявлять большую принципиальность, выявлять истинные причины разводов, давать супругам больше времени на раздумья. Будь я при мантии, то скептически бы относился к объяснениям развода вроде «любовная лодка разбилась о быт».
Почему–то в послевоенные годы, когда элементарное отсутствовало на прилавках, жили в коммуналках, бараках, мечтать не смели о загранпутевках, семьи были крепче. А нынче — о какой такой быт разбиваться? Во многих семьях по две машины, есть дачи, проблемы стирки и грязной посуды решает умная техника, отпуск на Средиземноморье уже никого не удивляет, варианты досуга можно перечислять часами... Откуда такая безысходность — убей, не пойму.
Возможно, благополучные люди впадают в депрессию, потому что достигли обывательской мечты. Да и масскульт диктует правила игры: дескать, измены, алкоголь, азартные игры — норма жизни. Вот и клюет молодежь на массированную пропаганду «экспериментов», «права налево», куролесит под популярным лозунгом: «А кто не пьет? Покажи, я жду!» Убедись, Роман, в этом сам: посмотри любой современный фильм. Герои, если не пьянствуют, то встречаются с любовницами, а если не изменяют женам, то транжирят получку в казино.
Тут даже идеальный семьянин начнет подумывать об обретении свободы! Тем более что иные супруги принимают за «конец любви» вполне естественные кризисы, которым подвержены даже самые успешные союзы. В нужное время в нужном месте подсказать пути выхода «колеблющимся» да «кобелирующим» могут семейные консультанты: психологи, сексологи, юристы. Да и помощь наркологов часто кстати. В одной команде с уже упомянутыми женсоветами своеобразные центры спасения кризисных семей могли бы стать теми самыми «заградотрядами» на пути паникеров семейного фронта...
А еще можно перенять опыт дворца бракосочетаний Воронежа. Там, прежде чем расторгнуть якобы несчастливый брак, предлагают супругам встретиться со священником. Для бесед с батюшкой выделен отдельный кабинет, в котором идет доверительный разговор о таинстве венчания и грехе развода, обещаниях, данных друг другу в день свадьбы. И многие, взвесив «за» и «против», одумываются! Ведь, как отметил мудрый болгарский классик Веселин Георгиев: «Брак — испытание чувств, развод — испытание разума».
Не читай статистику на ночь
Да не верь ты кошмарным цифрам, Андрей! Статистика — штука холодная, не учитывающая нюансов. А их множество. Например, я убежден, что немалая часть разводов приходится на фиктивные браки, в которых стороны уже добились своих секретных целей. Молодежь ныне пошла хитромудрая, и фиктивные браки стали популярным инструментом для получения вида на жительство или даже сохранения тайны рождения ребенка. Еще бывает, что человек не нашел свою пару, но нужно делать карьеру, а к холостяку на работе относятся с недоверием. Тогда он распишется фиктивно, только ради свидетельства о браке. Кроме того, статистика явно не учитывает количество так называемых гражданских браков, активно входящих в моду. Независимые молодые люди часто предпочитают жить вместе, но без взаимных обязательств, накладываемых штампом в паспорте. Поэтому, чтобы сохранить объективность, в анализе разводов стоит подчеркивать, что речь идет лишь об официально зарегистрированных союзах. А сколько счастливых семейных пар прошли мимо ЗАГСа — бог весть... Мы с женой тоже до рождения ребенка несколько лет жили вместе, прекрасно обходясь без марша Мендельсона.
На тебя, вижу, столько жути нагнали печальные подсчеты, что ты даже о женсоветах и парткомах вспомнил. Думаю, еще немного, и ты для пущей острастки ветреных пар, посмевших подать на развод, предложишь ввести уголовное наказание. А что, статью легко придумать. Например, «Нанесение ущерба демографической безопасности государства». Серьезное преступление. Подал на развод — будь добр отсидеть. Или плати солидный штраф в казну, ведь ты сознательно разрушаешь ячейку общества. То–то наступит благолепие... в статистике. А вот в реальной жизни — вряд ли. В счастье, в том числе и семейное, силком никого не загонишь. Тем более не сделают этого пресловутые женсоветы... Впрочем, о роли женщин я чуть ниже скажу.
Дальше ты предлагаешь затягивать до бесконечности бракоразводные процессы, предлагая супругам «еще раз подумать». То есть боролись–боролись с волокитой в судах, а теперь давайте ее вернем и сделаем средством сохранения семьи. Да какая может быть семья на пепелище былой любви? Нынешнюю скорость развода стоит только приветствовать, хотя и она еще далека от молниеносности. В итоге два человека, ставших друг другу чужими, вынуждены долгое время жить вместе, постоянно конфликтуя и добавляя головной боли участковому милиционеру. Они, может быть, уже нашли себе новых избранников, готовы создать новые семьи, а судья предлагает еще месяц «поразмышлять и все взвесить». По–моему, раз пара приносит заявления о совместно принятом решении, их следует немедленно разводить. Иное — унизительно, ибо ставит взрослых людей в положение неразумных подростков.
Больше всего меня поразили твои рассуждения о том, будто сейчас быт не может быть причиной для развода. Мол, у всех машины–квартиры, кухонные комбайны и автоматические посудомойки. Ты о ком говоришь? О 40–летних гражданах, которые действительно более–менее наладили себе комфортную жизнь, или о молодых парнях и девчонках, только начавших зарабатывать? Да у молодежи не то что собственной квартиры — зачастую и своего угла нет, не говоря уж о других прелестях устроенного быта. Кроме того, сейчас заиметь жилье им куда сложнее, чем во времена нашей молодости. Отсюда и нервозность в юных семьях, отсюда их нежелание расписываться до определенного возраста или стремление разводиться, столкнувшись с материальными трудностями. То есть кризис нынешней молодой семьи — зеркало наших экономических реалий плюс отражение ситуации, возникшей в связи с женской эмансипацией. Я не шучу. Всерьез считаю это явление одной из причин всплеска разводов. И та же статистика меня поддерживает: львиная доля разбитых семей — на совести женщин, которыми инициируется до 87 процентов разводов (по российским данным). Современное общество столь упорно насаждало женскую независимость, что девушки сейчас стараются быть независимыми от всего: и от своего партнера, и от кухни, и от церкви, и от детей. Посмотри, в основе движения «идейной бездетности» — сплошь женские персонажи. Что посеяли, второпях отринув разумный патриархат, то сейчас и пожинаем. Дамам больше неинтересно жить в прежних жестких рамках, определяемых для них строгой общественной моралью. Ныне они вольны не только в выборе платья, но и в определении формата любовных отношений.
Так что не надо заламывать руки. Институт брака не деградирует — он просто видоизменяется под воздействием различных современных факторов. Сухая статистика, на мой взгляд, просто не поспевает за этим процессом. На смену крепкому, на всю жизнь, супружеству приходят новые быстротечные отношения. Не скажу, что это хорошо. Но и в таких союзах тоже дети родятся, я тебя уверяю. А запрещать или предельно усложнять процедуру развода — дело жестокое: у каждого человека должно быть право на исправление своих ошибок.
Авторы публикации: Роман РУДЬ, Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ