В бизнес–войнах пленных не берут. 21.by

В бизнес–войнах пленных не берут

23.07.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Отличительной чертой нашего бизнеса является многовариантность. Но чаще всего это свойство не относится к собственно предпринимательской деятельности, а почему–то лежит в далекой вроде бы от бизнеса мировоззренческой сфере. Если это непонятно, объяснюсь попроще. Когда государственные органы пытаются взять под контроль некоторые процессы вроде налогообложения либо рамочных условий ведения бизнеса, то немедленно возникает ропот, перерастающий в требования. Дескать, вы, господа власть, поумерьте желания: не хотите помочь, так не мешайте. И вообще, что за мода соваться в бизнес: мы и сами способны наладить рыночные взаимоотношения и с партнерами, и с покупателями — хватит с нас мелочной опеки. Таким образом, со стороны может показаться, что наш бизнес окреп и финансово, и интеллектуально, а самое главное, что благодаря правовому самосознанию бизнес способен обходиться без государственного влияния.


Для формирования этой ментальности есть свои идеологи и вожди, есть свой «актив», который начертал на знаменах лозунги активного сопротивления любой попытке государства контролировать бизнес–процессы. Поскольку эти самые процессы неразрывно связаны с общим экономическим мейнстримом, то власти, особенно в последнее время, последовательно прилагают много сил, чтобы либерализовать отношения с бизнесом, сделать их как можно более свободными. Одним из проявлений новых подходов явился Указ Президента № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Этот документ стал заключительным аккордом в решении сложных взаимоотношений между предпринимателями и арендодателями. Хорошо известно, что одной из особенностей нашего бизнеса является вполне четкое «разделение труда». Особенно в таких сферах, как торговля. Некоторая (небольшая) часть предпринимателей, либо вложив собственные средства, либо воспользовавшись хаосом начала 90–х годов, смогли стать владельцами зданий, логистических центров, складов и городских рынков. Сдавая все это добро в аренду, они ведут себя, как принято в нашем молодом бизнесе: сорвать с арендаторов семь шкур, а лучше десять. На этой почве произошло немало острых конфликтов, и те же самые гордые бизнесмены, которые рвали рубаху за «рыночные отношения», стали всеми доступными формами давить на власть, чтобы государство вмешалось и поумерило аппетиты владельцев складов и помещений. Поскольку данная проблема касалась не только бизнеса, но и роста потребительских цен (свои затраты и алчность владельцы зданий, бизнесмены, перекладывали через магазинные ценники на население), то государство, естественно, на это реагировало и одергивало наиболее ретивых владельцев недвижимости. Тогда уже обижались они и тоже кричали о том, чтобы государство не вмешивалось в сугубо рыночные взаимоотношения.


После огромного количества случившихся острых коллизий родился Указ № 150, который, если говорить коротко, развязал руки всем участникам спорного процесса: «Решайте свои вопросы сами, поскольку все вы поклонники свободного рынка, который, по вашему мнению, все отрегулирует сам. Мы же понаблюдаем».


С момента выхода указа прошло не так много времени, но стало ясно, что противоречия лишь обострились и все вчерашние «рыночники» резко сменили тональность. Как заядлые поклонники «плановой экономики» они бросились просить помощи у государства, призывая прижать к ногтю алчных арендодателей. По приводимым в прессе подробностям, более 120 тысяч (!) человек оказались в исключительно трудном бизнес–положении. Поскольку получившие свободу арендодатели резко взвинтили цены, то перед мелким и частью среднего бизнеса открылась перспектива разорения — неподъемные суммы аренды убили их экономику. Сегодня суды завалены исками, а множество городских рынков и гипермаркетов стали ареной драматической борьбы.


Наиболее нашумевшим примером, характеризующим новую ситуацию в бизнесе, стала тяжба между собственниками минского ТЦ «Экспобел» и арендующими их павильоны предпринимателями. В один прекрасный день, как свидетельствует пресса, в частности «Белорусские новости», владельцы прислали своим клиентам доп. соглашение, из которого выходило, что арендная ставка повышается в три (!!) раза. Дело перешло в судебные инстанции. Поскольку экспобеловские начальники провели свое наступление не совсем корректно с юридической точки зрения, то некоторые обратившиеся в суд индивидуальные предприниматели одержали победу и пока пользуются плодами компромисса, выплачивая арендодателям по 24 — 26 евро за квадратный метр. Тоже, между нами говоря, немалая сумма, гасить которую приходится и небогатым кошелькам покупателей, ибо повысились цены на товар. Однако похоже, что судебная победа — дело временное, поскольку если арендодатели перестанут импровизировать, а будут четко руководствоваться положениями указа и подготовят новое, юридически более точное соглашение, то в самой ближайшей перспективе и им придется платить по новым тарифам — до 40 евро за квадратный метр. Правда, и это будет не окончательной ценой, потому что в среде предпринимателей речь идет о «стандарте» в наиболее перспективных торговых точках — 65 евро за вожделенный метр. Ну и кто это потянет?


Трудно сказать, как все это соотносится не только с обычным резоном (стоит ли своими руками убивать курицу, несущую золотые яйца?), но и с экономическими обстоятельствами. Совершенно понятно, что получившие свободу арендодатели начали резкую эскалацию, способную взвинтить рост цен, а, стало быть, вызвать ту социальную ситуацию, при которой власть вынуждена будет, образно говоря, взять в руки вожжи и отхлестать зарвавшихся. Стоит, конечно, выслушать и аргументы арендодателей. Они ведь не филантропы, а извлекают прибыль, и хорошо, если с этого платят налоги. Вкратце позиция арендодателей сводится к тому, что «овес нынче дорожает», то бишь растут амортизационные расходы, а самое главное — дорожает электричество. В частности, владельцы магазинных площадей за последнее время увеличили норму оплаты киловатта с 200 до 250. Эта «инициатива» привела к новому росту напряженности между владельцами и их клиентурой, которая в очередной раз, позабыв о принципе «рыночных отношений», бросилась в местные исполкомы с жалобами, челобитными и иными просьбами найти управу на «бессовестных паразитов». Действуя в русле указа, который, повторяем, был принят по многочисленным просьбам тех же трудящихся бизнеса, местная власть дает разъяснение, что, вообще говоря, потребление электричества должно исчисляться по факту его фактического потребления, а не по задранным до неба придуманным цифрам арендодателей. Здесь в полном соответствии с безумным циклом завопили уже владельцы: «Не вмешивайтесь в наши отношения, сами разрулим». Ничего, однако, из этого не получается, и почувствовавшие ледяное дыхание возможного разорения арендодатели все решительнее требуют, чтобы в глобальный конфликт вмешалось государство. Осуществляя пофакторный анализ конфликта в предпринимательской среде, местная власть (прежде всего Мингорисполком) находит, что развитие конфликта не пойдет на пользу ни одной из сторон. Вот, например, нашумевшая история вокруг «Паркинга», где, воспользовавшись возможностью, владельцы установили арендную таксу в 85 евро за кв. метр. Цена вообще–то неслыханная и даже в Париже вызвала бы недоумение, что уж тут говорить про скромные возможности минских арендаторов. Однако попытки Мингорисполкома воззвать к здравому смыслу владельцев «Паркинга» ничем не закончились, а поднятая газетная шумиха была арендодателями просто проигнорирована. Результатом этой неуступчивости стал исход арендаторов. Это касается не только «Паркинга», сегодня объявления желающих распрощаться с бизнесом пестрят во множестве некогда процветающих торговых точек. Былое универсальное сочетание, полученное из составляющих «цена — место — логистика — ликвидность», брутально нарушено одной из сторон, заботящейся только о собственной выгоде. Они, может быть, и резонно скажут: вернутся, никуда не денутся...


Однако, как мы уже отмечали, за всеми этими потягушками грозно маячит проблема ценообразования, которая не может оставить равнодушными органы госуправления, как кто бы ни призывал к тому, что в конфликте между предпринимателями ничего личного — только бизнес...


И какова же на фоне всего этого цена полемики, которую годами бизнес навязывал власти: «устранитесь и дайте нам самим урегулировать наши внутренние проблемы?»


Из этого «устранения» кое–что выкристаллизовалось.


Навскидку можно говорить, что существенно сокращаются рабочие места, растет скрытая безработица, разрушается мелкий бизнес и существенный сегмент среднего, но самое главное, свои убытки коммерсантам–арендаторам приходится компенсировать за счет и без того не самых богатых в мире наших покупателей. Отсюда и бешеные цены на многие товары... Считать, что все это проходящие «издержки», которые всего–навсего можно считать «работой в новых условиях» (о чем уверенно говорят арендодатели), далеко не правильно. Потому что условия отнюдь не новые, а до боли напоминают те, которые стихийно складывались в начале 90–х годов, когда счастливы и успешны были те, кто вовремя «подсуетился» и получил возможность диктовать свои условия. Социальные обязательства бизнеса утонули в войне интересов.

Автор публикации: Павел СТАРОДУБ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отличительной чертой нашего бизнеса является многовариантность...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика