Часто ли вы ходите в музеи? А ваши дети? Скажете, непросто заинтересовать даже самой роскошной экспозицией нынешних школьников, развращенных всевозможными компьютерными развлечениями? Не соглашусь, все же музей музею рознь и некоторые из них, образовательные и интерактивные, на особом счету у подрастающего поколения. Организаторы таких площадок преследуют более чем похвальную цель: вытащить детей из мира гаджетов и виртуальности в мир, где можно самому экспериментировать и самому познавать. Увы, мы здесь пока среди отстающих.
Трогать можно все
Интерактивные программы и музеи для детей — сегодня практически во всем мире дело привычное. Главный девиз подобных заведений — «Трогать можно все» — напрочь отвергает классические музейные правила. Среди самых знаменитых — нидерландский образовательный центр «Музеон» в Гааге, британские «Фабрика открытий» в Лондоне и «Эврика» в Галифаксе. Подтянулась в последние 3 — 4 года и Россия, где нынче глаза разбегаются от предложений прикоснуться к научным разработкам. Лидер здесь — Санкт–Петербург. Занимательные науки в северной российской столице можно освоить, например, в «ЛабиринтУме» — популярном детском интерактивном музее, где каждая из семи тематических зон иллюстрирует законы тех или иных областей физики — механики, оптики, динамики, электричества, магнетизма, а также различных природных явлений. Например, в «Черной комнате» можно поймать свою тень или создать молнию, а в «Водном мире» — вызвать искусственное торнадо либо оказаться внутри гигантского мыльного пузыря.
У нас в этом направлении первые шаги сделал разве что Полоцк, где главная тема одного из музеев — «История привычных вещей». Из плюсов — здесь нет застекленных экспозиций, все можно трогать, изучать. Вам расскажут о секретах часов, весов и колоколов, об истории монет, самоваров, граммофонов... Можно и похвастаться собственной коллекцией, скажем, открыток или календарей: под это в музее отведен специальный уголок. Но вот модных интерактивных образовательных «фишек» (скажем, вникни в сущность законов Ньютона!) здесь не предлагают.
Идеей восполнить этот пробел несколько лет назад загорелась минчанка Галина Сырокваш, увлекла проектом мужа, родственников, друзей и знакомых:
— Задумка в том, чтобы сделать такой музей учебным: учителя смогут проводить в нем уроки, а ребята, как говорится, собственноручно изучать сложные темы по химии, физике, биологии. Хочется, чтобы сюда приходили всей семьей, как это принято в других странах, чтобы родители вместе со своими детьми удивлялись, открывали для себя что–то новое. Ведь главное в таких музеях — нестатичность, экспонаты в них постоянно обновляются.
Папка за папкой, и в каждой — очередная секция с подробным описанием «фишек». Для любителей географии — путешествие по маршруту Марко Поло. Для тех, кто увлекается биологией, — «Мир чувств», где погружаешься в тонкости работы мозга, строения глаза. Особое место — зал мыльных пузырей, здесь для любого возраста свой набор информации: самые маленькие просто весело проведут время, постарше — изучат структуру и свойства пузырей, смогут даже оказаться внутри одного из них, а особенно любознательные познакомятся с формулой этого чуда природы, предметами, созданными на ее основе, попробуют свои силы в экспериментах. Следующая станция — «Кабинет алхимика». Для малышей — техника варки мыла или варенья, создание духов (естественно, на безопасном уровне). А может, кто–то вот таким образом определится с будущим, ведь еще одна из задач подобных заведений — помощь с профориентацией. К примеру, в Санкт–Петербурге есть целый город–музей, где дети примеряют на себя самые разные специальности. Разве нереально реализовать подобный проект и у нас? Плюс почему бы не дополнить экспозицию творчеством юных изобретателей? Желающих уж точно нашлось бы немало.
— В Москве такой музей открылся только прошлым летом, а на сентябрь — октябрь в нем уже все было расписано для школьных экскурсий, — Галина Сырокваш находит этому объяснение: — Детям гораздо легче изучить тему, к примеру, по физике, когда они все увидели своими глазами и пропустили через себя. Ведь ребенку свойственно многое воспринимать именно на эмоциональном уровне. В итоге и эффект от полученной информации другой: такие знания не зазубриваются — усваиваются и у школьников появляется стимул расти духовно.
Если бы да кабы
К сожалению, на сегодня все это лишь планы. И чем дальше, тем более туманные. Еще пару лет назад авторы идеи нашли зарубежных инвесторов и обратились в Мингорисполком с просьбой помочь с помещением для детского интерактивного музея. Начиналось все очень даже оптимистично: в комитете архитектуры и градостроительства пообещали не просто старое здание, а целый участок под строительство нового. Галина Сырокваш демонстрирует рисунок проекта — сказочный дворец в виде геометрических фигур, где для каждой секции отдельная зона. Но вот незадача: вскоре этому участку нашлось другое применение — отдали под сезонную торговлю.
За два года в комитете не раз сменялось руководство, и каждая перемена означала — придется все начинать заново, поэтому дальнейшая история с пробиванием идеи потянула бы на новую «Сагу о Форсайтах». Сначала одни чиновники авторов идеи упрекали, мол, вдруг вы не музей, а казино задумали построить. Затем другие дали понять: нечто подобное есть в Полоцке, так разве не достаточно? И вообще, в городе площадей под музей нет! А в итоге и вовсе затребовали «представить научную концепцию с рецензией ведущих музейных специалистов». В последнем письме вердикт был следующий: предъявите новый проект (читайте: «заново оплатите около 10 тысяч долларов»), тогда, может, и рассмотрим. Но чем не годится старый? В ответ на этот вопрос — молчание уже длиною в полгода.
А действительно, чем? Получить внятный ответ в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома корреспонденту «СБ» не удалось ни от тех, в чьи профессиональные обязанности входит решение этого вопроса, ни от тех, кто ставил свою подпись под письмами. Словом, замкнутый круг. Тем временем фирма, которая была создана для организации музея, терпит лишь убытки: помещения нет, в ассоциацию детских музеев вступить невозможно, так как нет реальной деятельности, а письма из налоговой исправно каждый месяц оказываются в почтовом ящике. Но главное — ждать годами устали инвесторы и... отказались от проекта.
Сейчас авторы идеи надеются разве что на небольшое помещение, где можно хоть частично реализовать задуманное. Они точно знают ответ на сочувствующие вопросы знакомых, мол, и зачем вам все это нужно? Это нужно детям. В пользе такого проекта не сомневается и Александр Караба, заместитель директора по учебно–методической работе Республиканского центра технического творчества, который готов предложить свою помощь, в том числе и с помещением для будущих экспонатов:
— Очень важно познавать мир, и делать это нужно грамотно. Наши сотрудники были очень впечатлены, посетив подобный музей в Москве. Такой подход к образованию развивает детей, заставляет их думать и, несомненно, откладывает отпечаток и на профессиональном выборе.
Так что хочется верить, что хорошая идея все же сдвинется с мертвой точки.