"Минсктранс" гарантирует: за рулем трезвый водитель, а транспорт исправен
13.09.2012 14:34
—
Новости Общества
|
"Минсктранс" гарантирует: за рулем трезвый водитель, а транспорт исправен Сегодня в Минске мы в два раза превышаем социальные стандарты по количеству общественного транспорта на 1000 жителей. Парадокс, но транспорта все равно не хватает. Утром в час пик он переполнен. При этом "зайцы" недовольны работой кондукторов, точнее - тем, что за проезд в принципе нужно платить. Кондукторы недовольны хамством со стороны пассажиров. Водители хотят зарплату выше, а пассажиры - ездить в комфортных условиях. Виктор Тозик, заместитель генерального директора предприятия "Минсктранс" каждый день сталкивается с этими "хотим" и "недовольны". Сам он хочет, чтобы люди автомобилям предпочитали общественный транспорт, да и сам им пользуется регулярно, а иногда даже выходит на линию вместе с кондукторами. Отмену бесплатного проезда для студентов считает правильным решением и предлагает молодежи в качестве подработки вакантные места кондукторов. ![]() "После часа пик мы 40% автобусов и троллейбусов отправляем в отстой" - Виктор Афанасьевич, с началом учебного года нагрузка на общественный транспорт увеличилась. Появились проблемы на остановке "Поселок Дружба" напротив студенческой деревни в Малиновке. Утром все желающие просто не вмещались в транспорт. Решили ли вы эту проблему? - Сегодня там ситуация улучшилась, но проблема не решилась окончательно. Мы пустили по этому маршруту только длинные троллейбусы. Но потенциальные пассажиры предпочитают автобус, считая, что он ездит быстрее, чем троллейбус. На самом деле, их графики движения и скорости сообщения практически одинаковы. - Как можно исключить подобного рода проблемы с нехваткой транспорта? - Мы уже давно предлагали развести начало и окончание работы предприятий, учебных заведений... В 90-х годах реализация этого проекта была практически на выходе, но когда попросили высказаться по этой теме руководителей крупных предприятий и учреждений – они не поддержали его. А сегодня мы после часов пик вынуждены выводить в отстой более 40% подвижного состава. "Я не скажу, что у нас все кондукторы - пай-мальчики или пай-девочки" - На форумах часто можно встретить жалобы в адрес ваших кондукторов и контролеров. Всегда ли они оправданы? - Профессия у кондукторов и контролеров - неблагодарная. Люди жалуются на грубость и хамство с их стороны, но нужно учитывать, что и неадекватные пассажиры тоже есть. Когда разбираешь эти жалобы, оказывается, что 90% из них написали пассажиры, которые не хотели оплачивать проезд. Сегодня кондуктор имеет право предложить оплатить проезд, реализовать пассажиру талон, если пассажир не хочет платить, кондуктор просит его покинуть салон. Но многие сопротивляются и не выходят из транспорта, а потом пишут жалобу, что кондуктор чуть ли не избил их, выталкивая из автобуса. Конечно, есть и обоснованные жалобы. Я не скажу, что у нас все кондукторы - пай-мальчики или пай-девочки. Есть такие, которые и на самом деле ведут себя неподобающим образом. По каждому такому случаю проводится объективный разбор и принимаются соответствующие меры. - Но как заставить человека оплатить проезд, если он не хочет? - Конечно, наша система рассчитана на сознательность пассажира: что он зайдет и честно оплатит проезд. При этом 10-12 % пассажиров едут "зайцем", а кондуктор не обладает какими-то административными рычагами, чтобы заставить его оплатить проезд. Но такая ситуация не только у нас. Когда я был в командировке в Чехии, спросил у транспортников: "Что они делают, если пассажир отказывается платить?" Они ответили, что еще раз предлагают пассажиру оплатить проезд, а если он и тогда откажется, просят подождать полицию и оплатить штраф. Правда, кто-то ждет полицию, а кто-то убегает. Плохо, что у нас в порядке вещей – проехать остановку, не заплатить и еще оскорбить кондуктора. Когда вы идете в магазин и покупаете 100 грамм колбасы, вы же не говорите: "100 грамм - это почти ничего… Дайте мне бесплатно!" И я абсолютно согласен с тем, что все-таки отменили бесплатный проезд для студентов. Студенты в состоянии заработать на проезд в общественном транспорте. В Минске много мест, где можно найти работу. Если они не могут ее найти, пусть приходят к нам на предприятие. Мы им предложим подработать кондуктором, контролером. Мы должны у молодого поколения воспитывать чувство, что в этом мире ничего бесплатного нет. - Чем обусловлено, что сотрудники предприятия "Минсктранс" выполняют несвойственные им функции? Например, бухгалтер выходит работать вместе с кондуктором или контролером… - Сегодня мы все работаем на предприятии "Минсктранс" и должны помогать нашим кондукторам и контролерам. Поэтому практически каждый день наши сотрудники надевают соответствующую форму и помогают им осуществлять сбор выручки и контроль за оплатой проезда. В таком контроле участвует и руководство предприятия, в том числе и я. Поэтому все проблемы, которые мы с вами обсуждаем, знаю не понаслышке, а изнутри. Я всегда говорю, что нужно быть ближе к народу. Я и общественным транспортом пользуюсь. К тому же очень много о его работе узнаю от позвонивших на мой рабочий телефон. Иногда в свой адрес услышишь такое, что даже неприлично комментировать. "Кондукторы себя полностью окупают" - В городе на каждом шагу висят объявления о вакансиях водителей. Насколько острая нехватка кадров на предприятии? - Не хватает порядка 400 водителей наземного пассажирского транспорта. Когда произошел финансовый кризис, часть водителей на первом этапе потеряли в зарплате, уволились и уехали на заработки в Москву и Санкт-Петербург, где за такую же работу им платят в разы больше. Но сейчас зарплата стабилизировалась, поэтому оттока не ощущаем. - Но ведь водителей все равно не хватает? - Мы привлекаем имеющихся водителей в рамках законодательства для работы в свой выходной день, при этом заинтересовываем их материально. Есть люди, которые с удовольствием выходят, работают и получают зарплату выше. Им это выгодно экономически. С учетом переработки баланса (20-30 часов в месяц) можно заработать 6-7 млн рублей и выше. Я за то, чтобы не дать зарплату, а дать возможность заработать. Такая возможность есть. - Но почему-то люди все равно не идут работать водителями? - Это тяжелый труд. У нас первые автобусы выезжают на линию в 4.50 утра. Чтобы приехать к этому времени, водителю нужно рано проснуться. Вторая смена заканчивается после полуночи, а это значит, что человек не вернется домой раньше 2-3 часов ночи. К такому ритму жизни нужно привыкнуть. Сегодня молодежь хочет работу полегче, а зарплату высокую. Но так не бывает. - А кондукторы с большим желанием идут к вам на работу? - Кондукторы тоже неохотно идут. Мы думали, что во время кризиса они к нам придут, так как многие предприятия сокращали штат. Но, к сожалению, этого не произошло, сегодня больше увольняются, чем приходят. - Насколько я знаю у вас в штате более 1000 кондукторов. Выгодно ли предприятию держать столько сотрудников? - Выгодно! Они себя полностью окупают и еще зарабатывают деньги для предприятия. - Несколько лет назад ходили слухи, что состав автобусов и троллейбусов хотели практически полностью обновить, но ввиду кризиса реализовать этот план не получилось… - На самом деле, в Минске много сделано по обновлению состава. Вы уже не увидите, чтобы у нас курсировали автобусы "Икарус", ЛАЗы… Сейчас ездят только МАЗы! Более того, мы уже начинаем списывать МАЗы, которые получали в 2000-2001 годах. А есть областные организации, которые покупают эти автобусы. Что касается троллейбусов… Сегодня средний возраст троллейбусов, которые ездят по городу чуть более 5 лет. Нормативный срок эксплуатации - 10 лет. Поэтому сами можете сделать выводы. Каждый год мы должны обновлять 10% подвижного состава. Разовое обновление - это тоже нехорошо, потому что амортизация транспорта может произойти в одно и тоже время, потребуются огромные финансовые вливания на его обновление. В Минске ситуация с подвижным составом нормальная. Для сравнения съездите в Россию и Украину. Наши коллеги в этом смысле нам по-хорошему завидуют. - На форуме на сайте Мингорисполкома есть отзыв за 18 июля этого года. Где человек задается вопросом, как ему до работы на автобусе живому добраться. Потому что автобус едет криво, дымит и не может разогнаться более 30 км/ч. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию? - Я еще работал в те времена, когда по городу ездили ЛАЗы, тогда такая ситуация была возможна. Пассажир сегодня привередливый стал. Времена другие, люди поездили и посмотрели, как можно транспортникам работать. Но кто к нам ни приезжает из специалистов, очень хорошо отзываются о нашем коммунальном транспорте. - Кто это говорит? Ваши коллеги из Украины и России? - Коллеги из дальнего зарубежья тоже так говорят. - Почему они так говорят? - Потому что госпредприятие дает пассажирам гарантии, что за рулем адекватный водитель и транспорт исправный. Каждый день каждый автобус и троллейбус проходит осмотр, по возвращении с линии он моется, устраняются мелкие неполадки, перед поездкой водитель проходит в спецмедпункт и только после проверки выезжает на линию. Скажите, другие перевозчики, в том числе негосударственной формы собственности, могут это обеспечить? Когда утром еду на работу, я замечаю, что так называемые "маршрутные такси" выезжают с разных мест: дворов, стоянок… Кто там следит за ними? Кто вам может гарантировать, что водитель трезвый? У нас же работает целая система. ![]() "Сегодня средняя эксплуатационная скорость движения автобусов и троллейбусов по городу - 17 км/ч" - Как часто общественный транспорт не выдерживает график? - Сегодня на 60% остановочных пунктов висит поминутное расписание. Но в часы пик мы не можем его придерживаться по не зависящим от нас причинам. На отдельных маршрутах утром с 7 до 9 и с 17 до 19 вечера мы отстаем от графика на 20-40 минут. Поэтому и получаем много обращений от пассажиров на электронную почту, гостевую книгу на сайте, по поводу того, что "мы такие-сякие и не выдерживаем график движения". - По каким причинам чаще всего график движения не выдерживается? - Основная причина в том, что в городе высокая интенсивность движения и коммунальный пассажирский транспорт не обладает никаким преимуществом в этом движении. Крайние правые полосы на проезжей части используются как парковка частного транспорта. На отдельных улицах мы даже не можем разъехаться - настолько все заставлено автомобилями. Особенно опасны в этом смысле улицы Киселева, Сухаревская, Космонавтов… И такие проблемные улицы можно перечислять еще долго. У нас есть ряд остановок, к которым мы не можем подъехать согласно правилам пассажирских перевозок, а в итоге получаем жалобы, что наши водители плохие. Но мы не можем подъехать к остановкам не потому, что "водители плохие", а потому что остановки заставлены частным транспортом. На остановке "Каменная горка" при движении в сторону Ракова в пятницу вечером посмотрите, что творится! Там наш автобус вынужден осуществлять посадку-высадку пассажиров во второй и третьей полосе. Конечно, можно понять и автовладельцев, когда в городе катастрофически не хватает парковок. Но коммунальный транспорт от этого не должен страдать. - Каким образом можно решить эту проблему? Конечно, помимо того, что автовладельцы должны соблюдать ПДД… - Выделение крайней правой полосы для общественного транспорта определенно решило бы эту проблему. Сегодня средняя эксплуатационная скорость движения автобусов и троллейбусов по городу - 17 км/ч. Этот показатель учитывает время движения от начального до конечного пункта, стоянку в пробках и на светофорах. За счет выделения отдельной полосы мы могли бы повысить эксплуатационную скорость на 20% и обойтись меньшим количеством транспорта. То есть это нам было бы еще и экономически выгодно. Например, в Белграде и Лондоне такой проект реализован. Я уверен, что мы пойдем по такому же пути. В Европе в связи с пробками и плохой экологией все больше внимания уделяется развитию пассажирского транспорта. В Таллинне, например, чтобы пересадить людей с личного транспорта на городской, приняли решение о вводе бесплатного проезда для жителей города. Когда я был в командировке в Литве, позаимствовал картинку. На ней изображен автобус и указано, что он перевозит столько же пассажиров, сколько восемь микроавтобусов или 42 автомобиля. То есть в этом смысле автобус одновременно может перевезти столько пассажиров, сколько 40 легковых автомобиля. Представьте себе насколько улучшится экологическая ситуация в городе! Но чтобы человек предпочел наш транспорт, мы должны гарантировать, что он вовремя попадет на работу, учебу… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Виктор Тозик, заместитель генерального директора предприятия "Минсктранс" каждый день сталкивается с этими "хотим" и "недовольны". Сам он хочет, чтобы люди... |
|