Накануне нового учебного года прочитала, что в Минске практически нет проблем с кадрами для школ и детских садов, и все же, на взгляд некоторых высоких начальников, педуниверситет готовит недостаточно специалистов. Поэтому, мол, необходимо увеличивать набор и каким–то образом привлекать абитуриентов. Однако, когда видишь результаты приема на первые курсы педагогических факультетов за последние годы, неизбежно возникает вопрос: куда же дальше расширять прием? Кого еще привлекать? И вообще, тем ли путем идем?
Вдуматься только! На специальности «Математика», «Физика» и «Информатика» на дневной бюджет фактически берут всех, кто подает документы! Как известно, в этом году, говоря спортивным языком, квалификацию проходили абитуриенты, набиравшие в отдельных видах по 7 баллов и выше. Это что, поступить в педуниверситет можно с 21 баллом по ЦТ плюс аттестат?!! Интересно, а таблицу умножения такие учителя математики и физики будут знать? И не надо успокаивать общественность рассуждениями о том, что, мол, самых безнадежных отчислим после сессии, а остальных подтянем и научим. Зачем бессмысленные мучения? Зачем «танцуют все»?
Не секрет, что теперь немало абитуриентов относят свои документы в педагогический лишь потому, что больше никуда не светит пройти. И требуются им только «корочки» — они не собираются работать по специальности. И слава богу! Поскольку, если такие люди придут в школу, останется только пожалеть их учеников. Самое серьезное беспокойство по поводу приема в педвузы не скрывает и заслуженный учитель Беларуси Владимир Зданович. «Я считаю, человек, выбравший педагогическую профессию, как бы его судьба ни складывалась, всегда должен быть немножко выше, идти на полшага впереди других. Потому что он же — учит! Это по его советам, наставлениям, по его науке будут потом жить люди», — переживает Владимир Матвеевич. И предлагает изменить подходы в педагогическом образовании: пусть будет меньше, да лучше. Тем более что и число потенциальных учеников в стране с каждым годом сокращается.
К огромному сожалению, у нас происходит вполне явственная девальвация статуса и даже авторитета школьного учителя. Причины тому разные. Сегодня образование все больше из высокой миссии превращается в сферу услуг. И если раньше учитель действительно был наиболее образованным человеком в своей округе, то теперь некоторые родители смотрят на него свысока: мол, у меня два высших образования, магистратура, МБА, я сам могу кого угодно и чему угодно научить. Добавьте к этому ныне пресловутое «если ты такой умный, почему такой бедный?..» А отсутствие умения пользоваться всеми компьютерными прибамбасами? Скажите честно, многие ли учительницы с айфоном и айпадом на «ты»? То–то... А ведь здесь все достаточно жестко: не знаешь, не умеешь — значит, отстал навсегда и чего тебя тогда вообще слушать. Еще школьному учителю нынче приходится выполнять массу работы, не имеющей к нему прямого отношения. Может, все–таки посещение семей, изучение жилищных условий, контроль за сдачей денег на разные школьные потребности, вечернее «патрулирование» в поисках маленьких бродяжек и т.д. — дело социальных педагогов, а не преподавателей математики и литературы? Может, стоит, наконец, четко разграничить эти два очень важных, но разных направления воспитательного процесса? Да возьмите даже такую мелочь, как заполнение классных журналов! В советские регламентированные времена столь высокого старания не требовалось, как теперь.
Сыграло свою негативную роль и то, что в обществе в целом явный дефицит источников и носителей морального авторитета. И наши учителя пали в числе первых жертвами сложившейся ситуации — природный молодой нигилизм, щедро сдобренный общественным перестроечным радикализмом, пощады не знает. В подобных обстоятельствах более уже не стоит надеяться, что все вернется на прежние круги и в школьных классах снова воцарится строгая, но мудрая и добрая Марьванна. Для такой Марьванны не осталось и подходящих учеников. Кто же тогда встанет у школьной кафедры? Вопрос, как мне кажется, пока остается без ответа. Понятно одно: уж, конечно, не те кадры из нынешних абитуриентов, с трудом наскребших по сусекам несчастные мизерные баллы и таким убогим колобком вкатившихся в студенческие аудитории.
Современному учителю очень сложно завоевать и отстоять свой престиж. Надо быть безгранично преданным выбранному делу. И это не высокие слова. Это реальность. В стране снова должна появиться педагогическая элита. Люди, уважаемые и учениками, и их родителями. Иного пути нет.