Каждое субботнее утро у зрителей телеканала «Беларусь 2» есть возможность совершить полет через столетия — с песней. Все благодаря Оксане Вечер и Юрию Ващуку: ведущие программы «Наперад у мiнулае» вместе с режиссером Анатолием Вечером изобрели уникальную машину времени. Она позволяет проникать в глубь столетий и приносить в нашу эпоху древние мелодии, превращая их в современные хиты.
Путешествуя из большого города в маленькие деревушки над Припятью и Неманом, Вечер и Ващук отыскивают реликтовые композиции, привозят их в современную студию и предлагают исполнить эстрадным артистам. Как «Тяни–Толкай» и народный коллектив «Валмяначка» затягивают песню «Началась война» — это надо слышать! Впрочем, сами Ващук (под сценическом псевдонимом Тео) и Вечер тоже удивляют: их ремикс шутливой застольной песни «Ад панядзелка да панядзелка» не оставит безразличным даже того, кто считает, что фолк и современная жизнь существуют в разных измерениях.
«Наперад у мiнулае» — проект, показывающий, что аутентичная белорусская культура и язык — не музейные реликты, а часть жизни тысяч людей в глубинке. Той жизни, которая может войти и в быт закоренелых горожан. Достаточно просто приправить популярные на селе мотивы модными нотками. Юрий это умеет делать. Он способный аранжировщик. А Оксана — увлеченная исследовательница: из командировок она привозит не только музыку. Ее репортажи наполнены живописными кадрами, с мистическими историями и реальными фактами из жизни глухих деревень и небольших городов.
Начинался проект во время отбора конкурсантов на детское «Евровидение–2011». Ващук работал с ребятами и взрослыми артистами, которые должны были спеть детские песни. Тут и ожила у Анатолия Вечера его давняя идея: сделать передачу, в которой бы фольклорные композиции исполняли звезды эстрады. Посмотрев, как Ващук подбирает ноты и создает дуэты из начинающих дарований и профессионалов сцены, Вечер предложил Юрию попробовать то же самое с бабушками, исполнительницами старинных мелодий.
Одну из первых экспедиций в поисках фактуры организовали на Полесье. Ващук вспоминает, как это было:
— Мы не стали пионерами. Во многих селах нас встречали певуньи, к которым приезжал сам Мулявин.
Оксана Вечер добавляет:
— Нам рассказывали, как «Песняры» записывали голоса на магнитофон. Но не все из собранного, как известно, дошло до большой сцены. Так что наши находки вполне могут претендовать на оригинальность. Привозим из командировок намного больше материала, чем удается показать за 26 минут эфирного времени. В лучшем случае в программе остается 8 — 10 песен.
Сейчас ведущие путешествуют по Гродненщине. Найти что–то оригинальное удается не всюду. А Юрию, которого бабушки за модную прическу прозвали Чубчиком, нужны для вдохновения только аутентичные мелодии:
— Приезжаем как–то в деревню, а нам поют «Чарку на пасашок». Просим что–то другое. Но никто из ансамбля не может ничего вспомнить. И только одна из участниц несмело предлагает то, что пела ее мама. А нам как раз это и нужно — чтобы все звучало и смотрелось естественно, непринужденно и чтобы песни были «мамины».
Съемки каждой новой программы — это путешествие в неизвестность. Оксана и Юрий никогда не знают, что ждет в очередном месте, куда отправляется съемочная группа:
— Думали, в Заславле, где создан большой музейный комплекс народного быта, мы найдем кладезь песен. Но нет — в городке мало старожилов, он понемногу превращается в предместье Минска. Услышать здесь что–то, кроме радийных хитов, нереально. А в деревне Лылойти под Сморгонью я не только песни нашла. Местные жители сватали парня для моей дочери. Ей всего 16, но, несмотря на юный возраст, одна старушка активно предлагала выдать мою девочку за своего 18–летнего внука. Причем, как я заметила, в глубинке еще живы древние подходы к женитьбе: не важно, какая у тебя внешность и есть ли взаимная любовь, главное — брачный союз должен быть выгодным с материальной точки зрения. Может быть, поэтому многие песни, которые приходится слышать, — о несчастной любви, а кое–какие — натурально музыкальные «санта–барбары».
— Справедливо ли утверждение, что белорусская народная песня в принципе невеселая?
— Я бы сказала: она — зеркало жизни. Конечно, когда родственники собираются за столом, — царит веселье. Но достаточно прислушаться, о чем поют, становится понятно: у каждого свои проблемы, которые нужно каждый день решать. Если песня о «зязюлi», то это значит, что мать отдала дочь за нелюбимого и девушка хочет вернуться домой, вот и «кукует». Много песен о «казаках» — удалых хлопцах, которые приедут, «поматросят и бросят».
Юрий делится своими наблюдениями:
— Популярен мотив «калiны» — дерева, которое приносит счастье. А еще интересно, что если поется о реке, то почему–то чаще всего это Дунай. Существуют обрядовые песни — если их изучить, то можно понять многое из образа жизни предков. Вообще, бабушки очень серьезно относятся к тому, что исполняют. Это для нас — фольклор, а они в пост, например, не станут петь ни за что: нельзя, и точка!
Ващуку нужно несколько часов работы в домашней студии, чтобы обработать деревенскую мелодию и создать из нее современный хит. Старые песни довольно сложные по композиции, и их иногда приходится упрощать. Юрию удается почувствовать, что хотят артисты, которые с ним сотрудничают, «подстроить» бабушкину музыку под их стиль, и поэтому исполнители очень часто включают ремиксы в репертуар.
В нынешнем сезоне авторы программы «Наперад у мiнулае» планируют снарядить экспедиции в Витебскую область — оттуда они еще песен не привозили. Также мечтают расширить репертуар: использовать творчество разных народов, которые испокон веков живут на нашей земле. Такой опыт уже был. Под Минском Ващук и Вечер нашли деревню, где бок о бок живут белорусы, украинцы, армяне и молдаване. И выпустили программу, в которой звучали песни на разных языках. Новый формат — хороший повод расширить аудиторию проекта. А для зрителя — открыть новые грани богатой музыкальной культуры страны.
Прямая речь
Евгений Чалышев (группа «Харли»):
— Меня с самого начала заинтриговала идея проекта. Надеялся, что отыщем очень древних бабулек, которые помнят песни дореволюционной эпохи. К сожалению, аутентичный репертуар нынче почти никто не исполняет. Это огорчает. Зато мне нравится работать с Ващуком: он делает очень модные аранжировки фольклорных песен, которые в его обработке звучат по–современному.
Ольга Рыжикова (группа DaVinci):
— После участия в программе «Наперад у мiнулае» я получила столько звонков, сколько не поступает даже после большого концерта. Мы мало знаем свой фольклор. К счастью, есть люди на телевидении, которые приезжают к бабушкам и дедушкам в «вёскi» и помогают сохранить традиционную музыкальную культуру. Это большое дело, которым в свое время занимался такой великий композитор, как Римский–Корсаков.
Виталий Карпанов (группа «Дрозды»):
— Об идее проекта я слышал от Анатолия Вечера еще 5 лет назад. И сразу согласился поучаствовать, как только она вышла в эфир. Нужно признать, что сейчас фольклор находится немного в стороне от магистральной эстрады. Когда я ездил к бабушкам в деревню, видел, как они скучают без внимания, горят желанием передать свое творчество другим.