Юрий Адамчик: «Распределяя бюджет на очередной финансовый год, хорошо бы учесть особенности приграничных районов». 21.by

Юрий Адамчик: «Распределяя бюджет на очередной финансовый год, хорошо бы учесть особенности приграничных районов»

26.10.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Очередная акция «Прямая линия «Знаменки» – только прямые ответы» прошла 17 октября в Ошмянском райисполкоме. Участие в ней принял глава района Юрий Адамчик.

Ухоженный и приветливый городок Ошмяны находится в 15 километрах от белорусско-литовской границы, в 55 км – от Вильнюса. Приграничныйстатус Ошмянщины дает ей дополнительные козыри в плане экономического развития, но и проблем добавляет району, наверное, не меньше. И не потому, что многие жители связаны с приграничным бизнесом. Через Ошмянский район проходит девятый транспортный коридор, который соединяет страны Западной Европы и страны СНГ.

Юрий Владимирович Адамчик

В перерывах между звонками (часть из которых предлагаем вашему вниманию) мы успели побеседовать с Юрием Владимировичем о делах насущных. Однако, обо всем по порядку.

И поздравили, и деньги нашли

Галина Францевна Любченко проживает в центре круглосуточного пребывания пожилых людей в д. Жупраны. Председателю райисполкома она рассказала, что не получила материальной помощи ко Дню пожилых людей.

– Я узнала, что к этому дню пожилым выделялись деньги, а про меня забыли, – пожаловалась женщина. – Но ведь я проработала в общепите 36 лет. Когда напомнила о себе по телефону, ответили, что на следующий год не забудут начислить. Но мне уже 81 год, следующего я могу и не дождаться, поэтому и обратилась к вам.

– Галина Францевна, а вы давно в Жупранах? Как вам там живется? – поинтересовался глава района.

– Уже пятый год как я тут, с самого открытия. Живется нам здесь хорошо. И тепло подключили, и обслуживают хорошо, чистенько тут. В общем, все нормально.

– Думаю, ваш вопрос мы решим быстро.

– Спасибо большое.

Выслушав женщину, Юрий Владимирович тут же связался с председателем правления Ошмянского райпотребобщества Константином Обуховским, чтобы оперативно решить вопрос. Выяснилось, что произошло досадное недоразумение. Но не успела закончиться наша прямая линия, как оно было исправлено. Руководитель вышеупомянутой организации лично навестил Галину Францевну, извинился за допущенную оплошность, поздравил ее с Днем пожилых людей и вручил материальную помощь. Такая бы расторопность всегда и всюду! Юрий Адамчик в связи с этим отметил, что нужно отдать должное руководителю райпотребсоюза, ведь это одна из немногих организаций, которая не теряет сложившейся традиции – находит средства и к праздникам оказывает своим ветеранам материальную поддержку.

Ни света, ни связи

У Татьяны Станиславовны – старосты д. Онжадово – к председателю райисполкома было сразу два вопроса:

– У нас в деревне не освещаются улицы, сидим тут, как кроты в норе, – рассказала сельчанка. – Ни один фонарь в деревне не горит. Доярки с работы идут в кромешной темноте.

– Я, наоборот, слежу, чтобы там, где фермы, свет горел до двенадцати часов ночи, пока последний оператор не уйдет, а по освещению улиц есть четкий график, – ответил женщине Юрий Адамчик. – Возможно, у вас там какая-то техническая неисправность произошла. Разберемся с этим вопросом.

– У меня еще вопрос насчет мобильной связи. У нас она полностью отсутствует. Какую-то вышку за мастерскими установили, но толку от нее никакого.

– Я знаю эту проблему. Но не могу обещать, что связь у вас появится. Вопрос надо решать с телефонной компанией, которой невыгодно ставить вышку там, где мало абонентов. А у вас там, наверное, абонентов сто будет, не более. Могу вам обещать лишь то, что я их настоятельно попрошу об этом.

– Хорошо, будем надеяться. До свидания!

На момент подготовки материала в печать из Ошмянского райисполкома нам сообщили, что освещение в д. Онжадово отсутствовало из-за серьезной неполадки (перегорело реле), но в настоящее время оно восстановлено.

Денег на дороги в районном бюджете практически нет

Вопрос председателю райисполкома задал и житель д. Повишни, проживающий на ул. Молодежной. Правда, свою проблему он изложил, позвонив накануне прямой линии в редакцию. При этом назвать себя не захотел. Проблема касалась ремонта участка улицы, где он проживает. Мужчина пожаловался, что ДРСУ № 190 сделало подсыпку дороги, но, по его словам, «насыпали некачественным песком поверх покрытия, которое когда-то было насыпано жителями за свои деньги». В результате проехать невозможно, поскольку в этом песке вязнут машины. Обращения и в ДРСУ № 190, и в райисполком никакого результата не дали.

  – Такая проблема не только на этой улице в Повишнях, – пояснил Юрий Адамчик. – Она более масштабная. Это актуально для всех новых индивидуальных застроек. До прошлого года складывалась вот какая ситуация: в каждом районе есть сеть автомобильных дорог – республиканского значения и местного. У нас в районе их, к примеру, 682 км. Дороги республиканского значения находятся на балансе Белавтодора, местного значения – Облдорстроя и, соответственно, через них финансируются. Но получается вот как: идет зимой грейдирование дороги, грейдер доходит до деревни и разворачивается. Якобы дороги через населенный пункт должны ремонтироваться за средства сельсовета. А чем сегодня сельсовет выполнит эту работу? Да и на содержание дорог статьи такой у него нет. Получается нонсенс – дороги населенных пунктов ни на чьем балансе не состоят. И лишь в прошлом году (это заслуга губернатора области Семена Борисовича Шапиры) часть населенных пунктов мы передали все-таки на баланс Облдорстроя. В том числе и д. Повишни. Однако получилась накладка: не вошел тупик на ул. Молодежной (там три дома). Этим вопросом мы сейчас занимаемся, и как только этот участок будет передан на баланс, Облдорстрой его и будет благоустраивать.

Председатель райисполкома отметил, что аналогичные вопросы могут сегодня поднимать как минимум человек 120–130 в районе. Но дороги строить не за что.

– Подобных вопросов не возникало бы, если бы была хорошая система финансирования, т. е. средства проходили через управление капитального строительства и выделялись на инженерную инфраструктуру к строящимся домам, – сказал Юрий Адамчик. – В 2008–2009 годах такие средства были. А сейчас, к примеру, построился район индивидуальной застройки, мы туда подвели электричество на 100 участков, газ, канализацию, воду, а на дороги денег в бюджете этого года практически не заложено. Да, обращение человека сегодня имеет право на жизнь, но я не могу кому-то приказать: иди вон туда и сделай там дорогу. Ведь речь идет о бюджетных деньгах. А знаете, сколько средств выделяется нам на дороги? 3 млрд 100 тысяч на год. Это на выполнение и капитальных, и текущих ремонтов, и реконструкцию на весь район. Что можно за эти деньги сделать? Если грунтовое основание хорошее и на него класть асфальт, то можно сделать 2,5–3 км дороги. А если провести 200 метров новой дороги к тому же коттеджу по улице Молодежной в районе индивидуальной застройки, то вместе с проектом это обойдется порядка 300 млн рублей, т. е. десять процентов от всех денег, выделенных на дороги по всему району на год. А дорог у нас в районе, как уже я сказал, 682 км. И, поверьте, работы там немерено.

Условия необходимо создавать не только для транзитного транспорта

В паузах между звонками продолжаем с Юрием Владимировичем разговор о дорожном вопросе.

– Сколько дорог требуют в районе ремонта?

– Значительная часть районной дорожной сети уже перешла в необратимое состояние, – сообщил глава района. – А это означает, что текущим ремонтом там уже ничего не сделать. Этим дорогам необходим капитальный ремонт – с водоотводами, заменой труб и т. д. Есть у нас в районе дорога Ошмяны – Боруны. За агрогородком Боруны находится гравийно-сортировочный завод. Тот, который выпускает песчано-гравийную и другие смеси, в том числе и для атомной станции. Соответственно, по этой дороге перевозятся сотни тысяч тонн грузов. Так вот, у нее даже основание разрушено. А району выделили всего 3 млрд 100 тысяч, за которые мы можем проложить всего три километра этой дороги.

– Юрий Владимирович, неужели нет выхода?

– Почему же, выход есть всегда. Пользуясь присутствием республиканской газеты, я бы хотел внести предложение, которое могло бы изменить ситуацию. Надеюсь, оно будет услышано. Через район (и не только Ошмянский) проложена сеть дорог республиканского значения. На 1 км их содержания выделяется средств в разы больше, чем на 1 км содержания дороги внутрирайонного значения. И когда эти средства распределяются, большая их часть идет на республиканские дороги. Но по ним же идет транзит, т. е. большинство иностранных граждан бесплатно ездят по нашим дорогам. Возможно, стоит применить такую практику – хотя бы два года из пятилетки приоритет в финансировании отдавать местным дорогам. Это помогло бы оживить и восстановить внутрирайонные, а где-то, может быть, и сделать капремонт.

Нельзя не сказать об асфальтировании городских улиц. Средства выделяются в размере всего лишь десяти процентов от потребности. Но если решить проблему по обустройству городских улиц на все сто процентов, то мы снимем пятьдесят процентов всех обращений граждан.

Соседство с границей – сплошные проблемы

Ошмяны – приграничный город. До границы всего 15 км. Такое соседство, как выяснилось, очень беспокойное.

– Проблем, конечно, близость границы привносит значительно больше, чем преимуществ, – рассказал Юрий Адамчик. – Как ни крути, но часть активного населения задействована в транзитном бизнесе. Люди (в основном перевозчики) работают в Литве, не живут здесь. Соответственно, там они и платят налоги, если платят вообще. Вторая проблема – контрабанда. Еще одна проблема, связанная с близостью границы, – это очередь из грузовиков. Они заправляются на нашей территории, потому что разница в цене на топливо в Беларуси ниже в два раза. У фуры на борту может быть тонна, а то и полторы тонны топлива. Заправившись в Беларуси, грузовик может съездить, к примеру, в Берлин, взять там груз и на обратном пути в Россию опять здесь заправиться. Получается, что на топливе он экономит порядка тысячи долларов за рейс. Владельцы транспортных компаний по этой причине включают в свои маршруты заправку в РБ и пересечение границы через Каменный Лог, поэтому очередь из грузовиков выстраивается неимоверная. В выходные дни в начале октября из пункта Каменный Лог очередь выходила за Ошмяны (это более 14 км). Стояло где-то под тысячу машин. А это же люди. Им там надо жить, питаться, а это и мусор, и т. д. Кроме того, в этой очереди постоянно происходят какие-то разборки. У водителей нервы на пределе, кто-то кого-то не пропустил, перегородил грузовиком дорогу, зачастую даже до драк доходит. И чтобы обеспечить проходимость автомобилей, там постоянно дежурит экипаж (а то и два) районной Госавтоинспекции. А знаете, сколько всего в районе экипажей ГАИ? Два. Вот и получается, что обеспечивает безопасность движения в районе только один экипаж.

Юрий Адамчик рассказал, что раньше был введен местный налог (полбазовой величины) за пересечение границы. Для местного бюджета это были деньги. Сегодня его нет.

– Наше ЖКХ убирает и вывозит мусор с этой очереди, и ни копейки с этого мы не имеем, – продолжил глава района. – Предъявлять претензии пограничникам мы не можем, поскольку зона ответственности у них – 500 метров непосредственно возле пункта пропуска. Да и функции у них другие. На мой взгляд, чтобы транзит был привлекателен, разумно было бы при распределении бюджета в финансовом году все эти особенности учесть. Возможно, и предусмотреть деньги для приграничных районов, чтобы можно было решать обозначенные проблемы.

Налоги должны оставаться в бюджете района

Успели мы побеседовать с Юрием Адамчиком и о развитии малых городов. Глава района и здесь видит прорехи, которые давно бы уже пора залатать.

– Часто приходится слышать, как констатируют, что малые города, сельские районы, мол, дотационные, – рассуждает Юрий Владимирович. – Да, с одной стороны, дотация – это хорошо. Не надо думать, откуда брать деньги. Но, с другой стороны, нам говорят: вы должны развивать производство, чтобы была налогооблагаемая база, больше зарабатывали налогов, которые бы оставались в бюджете района. А что получается по факту? Возьмем, к примеру, банки. Основные, с которыми мы работаем (это Беларусбанк и Агропромбанк), оптимизируют свои структуры. Когда-то их отделения были зарегистрированы в каждом районе и налоги платили в район. Но на сегодняшний день в нашем районе, например, появился Центр банковских услуг, и налоги из района уже выведены. Даже те деньги, которые мы зарабатываем инкассацией, банковские налоги на прибыль и т. д., идут в Минск. Вот вам и самостоятельный регион. Второй пример. Раньше было юридическое лицо – райпотребобщество. Был расчетный счет, и все налоги платились этой организацией здесь. Но прошла централизация, и все (включая налоги) ушло в областной центр. А это ни много ни мало – по миллиарду с каждой названной позиции. То же самое касается и штрафов. Кому-то показалось, что штрафы, которые районная Госавтоинспекция налагает на нарушителей ПДД, не должны платиться в местный бюджет, как это было ранее. Эти средства сейчас идут в республиканский бюджет. Транспортная инспекция выносит штрафы, работая на транзитной трассе, – то же самое. Там есть нарушения: превышение веса груза, не пройден техосмотр автомобиля и т. д. Но только часть штрафов (за минимальные нарушения) уплачивается в районный бюджет. Основные же суммы, которые гораздо больше, уходят почему-то в вышестоящий бюджет. Не хочу сказать, что мы тут сидим и ожидаем, когда нам что упадет сверху. Ни в коем случае. Но я убежден – налоги должны оставаться в местном бюджете, тогда и развитие пойдет на более качественном уровне.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Полины ГРАДСКОЙ, «ЗН» 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очередная акция «Прямая линия «Знаменки» – только прямые ответы» прошла 17 октября в Ошмянском райисполкоме. Участие в ней принял глава района Юрий Адамчик....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика