Если родители не могут или не хотят заниматься сексуальным воспитанием своих отпрысков, то рано или поздно дети все равно найдут ответы на интересующие их вопросы. Однако сексуальное воспитание — это не только знания об основных отличиях между мужчинами и женщинами, это, в первую очередь, вопросы репродуктивного здоровья, к которому подростки в силу возраста зачастую относятся весьма легкомысленно. Кто должен говорить с детьми об этом — родители, друзья, школа?
Первые вопросы, связанные с сексуальностью, дети задают буквально с 3-4 лет, когда понимают, в чем отличие между мамой и папой, отмечает сексолог Андрей Лысенков.
Однако, уверена методист учебно-методического отдела Гродненского областного института развития образования Марина Добродушенко, взрослым нужно самим начинать разговоры на эти темы, не дожидаясь вопросов: «Сведения о признаках полового созревания (менструациях и поллюциях) и «про это» можно давать к 10-12 годам, и лучше, если ребенок узнает это на год раньше, чем на час позже. Малышам следует помочь разобраться с вопросом «откуда я взялся?» на доступном языке».
Нельзя говорить ребенку «отстань, это тебя не касается...», подчеркивает Андрей Лысенков. Любопытство ребенка нужно удовлетворять в такой форме, в какой он может понять информацию в своем возрасте. В возрасте 4-5 лет можно говорить о том, что папа и мама устроены по-разному. Зачастую этого достаточно. Десятилетнему ребенку различие между полами можно объяснять на примере, допустим, животных. А в 14 лет с ребенком надо говорить уже фактически на равных.
Не получая интересующую их информацию от родителей, либо в силу патриархального, совкового воспитания стесняясь спросить об этом маму или папу, современные дети идут за ответами, конечно же, в интернет.
«Потому что это удобно, дешево и сердито. Найти можно все, что угодно. В том числе по половому созреванию — выше крыши, — отмечает Андрей Лысенков. — Говорят, что взрослые доверяют информации в интернете процентов на 30%. Подростки интернету доверяют на все сто. В интернете можно найти ответ на любой вопрос. Сегодня информационная нагрузка на молодежь очень сильно возросла, а защитных реакций не выработано. Мы, взрослые, можем уйти от ответа на вопрос, «соскочить». Подростки этого не терпят вообще. А в интернете есть ответы на все вопросы в такой форме, как хочет пользователь. Не нравится тебе то, что написано на этом сайте, ты пошел на другой. И ты, в конце концов, найдешь то, что соответствует твоим внутренним желаниям и установкам».
Плюс ко всему, нельзя забывать, что подростки активно обмениваются полученной информацией, в результате нередко сведения по важным вопросам сексуального воспитания усваиваются в искаженной или вульгаризированной форме.
Конечно, есть общественные образовательные проекты, работающие целенаправленно на подростков по принципу «равный — равному». И эти проекты хорошо себя зарекомендовали. Но в целом, это капля в море. Возможно, школе пора взять на себя часть ответственности за предоставление детям и подросткам информации по взаимоотношению полов и сексуальному развитию?
Андрей Лысенков считает, что это было бы желательно: «Я знаю, что ряд толковых учительниц, по крайней мере, с девочками какие-то беседы проводят. В неформальной форме. Надо использовать тот личный и профессиональный потенциал учителей, узнать, что они могут. Для той же разъяснительной программы, именно только разъяснительной».
Между тем официально в белорусской школе нет программ по половому просвещению, хотя, как отмечают специалисты, он были разработаны. В следующем году курс о браке и семье планируется ввести в учреждениях образования Витебской области. А что думают остальные пять областей? Какие планы у Минобразования?
Для сравнения: в Швеции детей, начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, знакомят с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Характерно, что это не провоцирует какую-то распущенность. Наоборот, в странах, где широко ведется половое воспитание, подростки не начинают половую жизнь раньше, а показатель беременностей среди этой части населения меньше.
В той же Швеции средний возраст начала половой жизни — 16,1 года, а в Беларуси (по данным проекта Программы развития ООН (ПРООН) и Агентства США по международному развитию (USAID) «Здоровая семья») — 14,6 года. Любой родитель, понимая, что беременность или ИППП в подростковом возрасте могут сломать всю будущую жизнь, наверняка, предпочтет шведский вариант. Но если белорусская школа не может пойти по шведскому пути, то кто мешает сделать это самим родителям?
В возрасте 4-5 лет ребенку можно говорить, что папа и мама устроены по-разному, десятилетнему различие между полами можно объяснять на примере животных…