Информационные технологии сегодня развиваются так стремительно, что оставаться в стороне просто невозможно. Через интернет мы покупаем билеты на поезд и очередное шоу заезжей звезды, заказываем талоны к врачу и приобретаем книги в подарок. А как насчет более общественно важных шагов? Пару «кликов» на смартфоне — и получаешь квалифицированную юридическую помощь? Или, не вставая из–за компьютера, оплачиваешь штраф за неправильную парковку? Увы, пока это лишь смелые планы.
Разговоры о создании Электронного правительства, где любое обращение с документами — минутное дело, ведутся давно. Для граждан и предприятий оно сделает более комфортным общение с государственными структурами, бюджету принесет немалую выгоду. Но по–прежнему чем–то на грани фантастики кажется получение водительских прав за три минуты, паспорта — за пять, фирмы «под ключ» — за два часа. Чтобы ускорить процесс, год назад у нас появился Совет по развитию информационного общества. Что изменилось? Как сегодня мы выглядим на фоне соседей? Эти вопросы представители правового сообщества на 4–й международной научно–практической конференции «Информационные технологии и право» обсудили с коллегами из России и Казахстана, обменялись опытом, поделились идеями.
С правовой точки зрения ситуация у нас вполне оптимистичная. В Беларуси создана уникальная система учета всех нормативных актов, а это более 150 тысяч указов, декретов, постановлений, и все они в свободном доступе для интернет–пользователей. Важный шаг со стороны Минюста — запуск первого этапа электронной регистрации субъектов хозяйствования. Новшество позволило стране по показателю «Регистрация предприятий» подняться на 9–е место в мировом рейтинге по ведению бизнеса. Есть чему поучиться и у Высшего Хозяйственного Суда, чьи сотрудники проводят дистанционные судебные заседания с представителями Казахстана, России, Украины, внедряют практику электронных торгов, а должникам рассылают sms–сообщения с соответствующими оповещениями. И это только начало информатизации, убежден министр юстиции Олег Слижевский: в планах — заменить протоколы судебных заседаний на аудио– и видеозаписи, организовать через систему электронных расчетов оплату штрафов, даже предоставить доступ с помощью смартфона или планшета к рассмотрению дела.
Надо отдать должное и большинству госорганов, которые смогли–таки организовать систему электронных обращений. Хотя для многих ох как непросто было отказаться от традиционной бумажной волокиты. Ведь пока пятиклашки ловко орудуют очередными гаджетами, забавы ради путешествуют по просторам «всемирной паутины» и регистрируют свои аккаунты в социальных сетях, находились еще клерки, которым было не совладать даже со старушками дискетами и которые на просьбу выслать информацию по электронной почте робко интересовались: «Может, все–таки факсом?» Позитивный результат налицо: сегодня в исполкомах каждое четвертое обращение — электронное. При этом особо старательные организации уже осваивают социальные сети, понимая, что ни одна система не способна развиваться без обратной связи.
А с июля этого года информатизация в Беларуси вышла на новый уровень: единым источником официального опубликования нормативно–правовых актов стали не привычные газеты, а Национальный правовой интернет–портал pravo.by. Подход поменялся, но стереотип «что это еще за электронная документация такая?» оказался живуч. В итоге, признают правоведы, до сих пор немало организаций не доверяют интернету и упорно ждут бумаги с печатями от вышестоящего органа. Впрочем, это не единственная проблема, над которой предстоит работать. Специалисты убедились: свободного доступа к законодательной базе для человека без специального юридического образования мало, ему нужны разъяснения законов, комментарии специалистов к ним. Увы, даже публичные центры правовой информации в 90 процентах случаев предлагают пользователям лишь сухую документацию.
К слову, ряд документов уже сегодня можно без труда оформить по интернету. Это действительно заметный шаг вперед, но и тут без ложки дегтя не обошлось. Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований, обращает внимание на недостаток процедуры: чтобы получить этот документ на руки, вам все равно придется лично явиться в контору. А значит, потратить время, силы, выстояв очередь...
Конечно, внедрение технологий предписаниями сверху со временем даст эффект. Но чтобы он был быстрее и ощутимее, надо осознать: и в повседневной жизни, и в бизнесе важно ценить время друг друга, не разбазаривая его на пустое бумаготворчество.