В советские времена пойти в науку было делом престижным. Такой жизненный выбор гарантировал: станешь человеком уважаемым, с хорошей зарплатой и достойными перспективами. На годичные курсы стажеров–исследователей, аналог современной магистратуры, шли охотно. А что сегодня? После вуза в науку идут разве что фанатики, с горечью говорят ученые. Остальные магистранты либо ищут отсрочку от армии, либо спасаются от распределения или же просто наслаждаются возможностью еще на год продлить студенчество. Вот в сфере образования и решили: пора возвращать престиж второй ступени высшего образования.
В чем бонусы?
Диплом магистра сегодня дает возможность или учиться дальше, в аспирантуре, или работать, причем по специальности как первой ступени высшего образования, так и второй. Но и при таком раскладе связывать жизнь с наукой вчерашние студенты не спешат. Почему? Главная причина — нет перспективы, ведь в карьере степень не помогает. Разве что тем, кто непосредственно занимается научной деятельностью, — знания здесь лишними не бывают. А из «остепененных», как в шутку называют себя выпускники магистратуры и аспирантуры, надбавку к зарплате зачастую получают только вторые. И потом, практически за это же время можно получить и еще одно высшее, после чего профессиональные горизонты заметно расширятся, ведь за вторым дипломом, как правило, идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления или юриспруденции.
А раз нет мотивации, страдает и сам уровень обучения магистрантов. Наталья С., выпускница магистратуры одного из ведущих минских вузов не скрывает разочарования: «Почему нельзя, как за рубежом, выбрать нужные для тебя дисциплины и не ходить на общеустановленные, которые в твоей научной деятельности не пригодятся?»
Увы, немало вчерашних магистрантов разочарованы и еще в одном бонусе — подготовке по иностранным языкам. Проблемы здесь разные: и недостаточный уровень подготовки преподавателей, и устаревшие методики, и, самое главное, принцип формирования учебных групп — вместе оказываются и тот, кто свободно говорит, к примеру, по–английски, и тот, кто только в магистратуре начинает постигать его с нуля.
Курс на практику
Как вернуть престиж магистерской степени? В первую очередь не помешает учесть опыт зарубежных коллег. На Западе высшее образование делится на две ступени — бакалавриат (3 — 4 года) и магистратура (2 года). И некоторое недоверие к диплому бакалавра присуще многим работодателям: они неохотно нанимают таких работников, особенно на высокие должности. Схожий подход обозначен в новом Образовательном кодексе и у нас. Сейчас университеты готовятся работать по новым правилам. Виктор Садовский, первый проректор Белорусского государственного экономического университета, поясняет, в чем суть:
— Первый уровень высшего образования у нас уже превратился в массовый, и, отучившись четыре года, выпускник получит диплом, который позволит занять рядовую должность — бухгалтера, технолога, экономиста. Но если хочешь стать главным бухгалтером или главным технологом, нужен более высокий уровень подготовки — магистратура, куда придут наиболее способные.
А для большей эффективности уже с этого года вторую ступень высшего образования разделили на научную и практикоориентированную, или, как прописано в кодексе, магистратуру с углубленной подготовкой. В чем различие? По словам Галины Шмарловской, декана факультета международных экономических отношений БГЭУ, обучение в научной магистратуре включает в себя изучение спецдисциплин и сдачу кандидатских экзаменов, в то время как магистрант углубленной нацелен в основном на практическую подготовку в конкретной профессиональной сфере. Другими словами, научная магистратура — теперь единственный путь в науку, ведь в аспирантуру без нее не поступишь. Впрочем, отмечает аспирант НАН Светлана Липницкая, тут все же лучше пробовать свои силы в Академии наук, где магистрантами занимаются не факультетские преподаватели, а отдельная структура — Институт подготовки научных кадров. В этом девушка убедилась на личном опыте учебы и в университете, и в НАН, где и подход более углубленный, и требования выше (например, работы тщательно проверяют на плагиат), и результат по итогу лучше.
А вот за практической базой теперь есть смысл отправиться именно в вуз. Наши учебные заведения к этому готовятся. Так, в Белгосуниверситете обучение в практикоориентированной магистратуре решили начать сразу на нескольких факультетах. Ирина Латушко, начальник учебно–методического отдела главного управления учебной и научно–методической работы, приводит такие цифры: в этом году в БГУ поступили 430 магистрантов, при этом едва ли не каждый пятый решил получать исключительно практические навыки. Правда, лишь единицы рискнули сделать ставку на наиболее сложные направления — фотонику, физику конденсированного состояния или инновационный менеджмент в сфере туризма. Это, считают специалисты, вполне логично, ведь столь узкие профессионалы — явление штучное.
Подтягиваются и остальные университеты. В БГТУ сейчас 33 научных магистерских программы и лишь одна практикоориентированная, но совсем скоро таких появится около 50! Сейчас разрабатывают стандарты, учебные планы.
Взять языка
С иностранными языками все сложнее. В БГЭУ в этом году рискнули: запустили свой англоязычный магистерский курс — «Международная экономика и торговая политика». Но среди белорусских студентов желающих нашлось немного, всего–то семь человек, зато интерес проявили иностранцы, которые смекнули: речь идет о хорошей подготовке по ВТО, а в этой среде англоговорящие специалисты очень востребованы. К тому же для студентов из других стран такая магистратура — шанс попасть в нашу аспирантуру. На очереди БГУ. Здесь готовятся запустить две англоязычные магистратуры: на факультете международных отношений — специальность «Юриспруденция», а на филологическом — «Литература народов стран зарубежья».
Любопытен подход к повышению престижа второй ступени высшего образования и у БГТУ, где уже второй год открыта совместная с Вильнюсским техническим университетом им. Гедиминаса магистратура по специальности «Управление недвижимостью». Удалось совместить белорусскую и литовскую системы образования, а на выходе — сразу два диплома. И если в прошлом году желание учиться изъявили 12 человек, то в этом — уже 44. Прогресс налицо. Николай Синяк, завкафедрой экономики недвижимости и организации производства, излагает особенности подготовки: «На первой ступени такой специальности нет, разве что смежная — менеджмент. При этом магистрантами могут стать выпускники первой ступени, чей диплом связан с экономикой и недвижимостью». Именно эта специальность будет первой, которую планируют перевести на английский язык, ведь такое пожелание уже высказывают немало студентов.
Прямая речь
Сергей Касперович, проректор по учебной работе БГТУ:
— Около половины выпускников научной магистратуры сегодня становятся аспирантами. У второй ступени высшего образования, ориентированной на практику, будут совсем другие задачи: таких магистрантов за 1,5 — 2 года подготовят для решения более сложных инновационных задач. Что это означает? К примеру, если говорить о технических специальностях, то выпускники первой ступени будут работать непосредственно с оборудованием, а второй — займутся серьезными конструкторскими вопросами, скажем, инновационными проектами.