Главные герои этого репортажа - дети. Их в каждой семье должно быть как минимум трое! Такова государственная позиция. Хотя для большей части жителей страны подобный призыв поводом для демографического взрыва пока не стал. Число родившихся компенсировало количество умерших лишь в трех городах - Лепеле, Несвиже, Василевичах. И в одном поселке городского типа - Лоеве. А вот в Наровле и Брагине каждому четвертому жителю, по данным переписи населения, еще не исполнилось 16 лет. Откуда здесь столько детей? Ведь после чернобыльской катастрофы эти города одно время и вовсе планировали выселить... Надо бы взглянуть на демографические тенденции изнутри. Вслед за стаей "аистов" в Наровлянский район отправились и корреспонденты "СБ".
С прибавлением!
20 ноября 2012 года число жителей Наровлянского района приросло еще одним человечком. Внепланово. При полном макияже 20-летняя Юлия Ковальчук утром пришла на обычную консультацию к гинекологу, а уже после обеда впервые взяла на руки сынишку.
- Думала, только через неделю рожу. Будет мальчик или девочка - не загадывала. Больше на дочку рассчитывала. А отец - на сына. Фотографию через mms-сообщение я ему уже отправила. Вот только, как назвать, еще не придумали.
Этот сладко позевывающий на руках у мамочки карапуз стал 141-м ребенком, родившимся в 2012 году в районе. А всего каждый год здесь появляются на свет 150 - 170 детишек. По 14 на тысячу жителей. Такой показатель можно ставить в пример другим районам Гомельской области. С чем это связано? В первую очередь, считает главный врач местной районной больницы Евгений Топчий, с хорошей оснащенностью:
- Рожать у нас комфортно. Морально устаревшей техники старше десяти лет в больнице практически нет. Для сравнения. В одном из соседних небольших районов, который не считается чернобыльским и не включен в программу развития Припятского Полесья, оборудование гораздо слабее.
Больничные покои тут для Юлии чуть ли не королевские. Пациенток в родильных отделениях маленьких городов немного, поэтому мамам, как правило, обеспечен индивидуальный подход. В палатах - кондиционеры, пеленальный столик... Акушеры обращают мое внимание на уникальный шведский фетальный монитор. Аппаратов такого уровня, уточняет Евгений Топчий, в стране всего четыре - кроме них, в РНПЦ "Мать и дитя", Минском областном родильном доме и в Солигорске.
- Датчик, похожий на трубочку, одевается на головку плода и снимает кардиограмму. Мы можем полностью контролировать состояние организма, своевременно обнаружить кислородное голодание. Риск кесарева сечения снижается наполовину.
О чернобыльской трагедии и сопутствующих ей заболеваниях здесь, похоже, и не вспоминают. Да, умолчать о детской смертности или о ребятишках, рожденных инвалидами, было бы неправильно. Но, утверждает главный врач Наровлянской ЦРБ, эти цифры не больше и не меньше, чем в среднем по стране.
- Такое случается раз в три года. Но замечу, в статистику включены и живорожденные дети весом свыше пятисот граммов, это соответствует примерно 22 - 24 неделе беременности... Есть аборты. В год - около тридцати. В том числе по медицинским показаниям. Старшие коллеги говорят, что пороки развития были теми же самыми и до Чернобыля. Подросших детишек мы обследуем дважды в год. Раз в год отправляем за счет бюджета на оздоровление или санаторно-курортное лечение в здравницы: как свои, так и ближнего зарубежья. Патологии? Точно могу сказать, что у детей, родившихся после аварии и не имевших контакта с радиоактивным йодом, нет рака щитовидной железы. Да и вообще, уровень онкологической заболеваемости не выше, чем в среднем по области или по стране. Да, пока в городе есть проблема с некоторыми профильными детскими специалистами, в частности, педиатрами. Но уже летом мы ждем выпускника медвуза из Гомеля.
Правила хорошего дома
На доске Почета Наровлянской центральной районной больницы среди прочих висит фотография местного завхоза Юрия Харлана. Впрочем, если бы кто-то затеял оформить стенд тех передовиков, кто внес весомый вклад в улучшение демографической ситуации края, место для фотокарточек Юрия и его жены Татьяны нашлось бы и здесь. Причем где-то по центру. Родители-герои, воспитывающие троих сыновей и двух дочурок, участники конкурса "Семья года", принимают нас в своем огромном коттедже. Юрий рассказывает:
- В Наровле я с 1995 года. Сам из Калинковичей. Почему переехал? Во-первых, местность здесь красивая, во-вторых, несу служение в церкви. О последствиях трагедии, конечно, задумывался. Было немножко страшновато. Особенно когда видел заколоченные дома и пустынные улицы. Но за эти 15 лет город изменился кардинально. Рожать не боялись. Ведь наше здоровье - в наших руках. Многое зависит, к примеру, от правильного питания. Радионуклиды? А в Минске воздух загрязнен выхлопными газами. И еще непонятно, что более вредно. Спасибо, государство нас постоянно поддерживает. Дети каждый год ездят на оздоровление. Когда есть возможность - и за рубеж.
Восьмиклассница Аня в Италии была семь раз, девятилетняя Лиза - три. Любоваться древностями Рима ездил и 12-летний Леша. Пока дети рассказывают мне о своих итальянских каникулах, я размышляю о том, что здесь - в чернобыльских регионах - растут самые перспективные кадры для лингвистических университетов. Иностранными языками за годы поездок ребята, похоже, овладели в совершенстве. Кто итальянским, кто английским, кто немецким...
- В этом году в составе организованных групп за рубеж - в Италию, Францию, Германию, Бельгию, Испанию - у нас выехало 195 детей, в прошлом - 133. А в свое время процент оздоравливающихся за счет зарубежных партнеров в Западной Европе порой достигал сорока. Только критерии отбора теперь нам выставляют более строгие. Дети должны быть из, скажем, многодетных или малообеспеченных семей, - вводит в курс дела заместитель начальника отдела образования Наровлянского райисполкома Людмила Чайка.
Названая дочь Юрия Ольга вместе с мужем вернулась в Наровлю из Гомеля. Сейчас на ее руках - одиннадцатимесячный Тимофей. Очередное пополнение ждут в июле.
- Родители мужа уговаривали: живите в Гомеле у нас, зачем едете в Наровлю? Там же радиация, а у вас - дети. А здесь нам положено дополнительное 50-процентное пособие. 440 тысяч - деньги для семьи отнюдь не лишние.
Финансы многое решают
Мы провели расчеты. Этих денег, например, хватило бы примерно на 120 памперсов. Даже с учетом того, что пачку из 20 подгузников многие расходуют примерно за неделю, - вполне неплохо. Впрочем, уверяет заведующая сектором социальной помощи и бытового обслуживания управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Татьяна Кулешова, дополнительная копейка - это далеко не все "чернобыльские" преимущества.
- Зарплаты в районе не очень высокие (средняя в сентябре составила 3,3 миллиона рублей. - Прим. авт.), поэтому важной составляющей является бесплатное детское питание. Продуктовая корзина - отличная. Молочные смеси, фруктовые и овощные пюре, соки, мясные и рыбные консервы для детского вскармливания, каши. В детском саду - льготы. В школе опять-таки за завтраки и обеды платить не нужно.
У этой сверкающей наровлянской медали есть, правда, и оборотная сторона. Целый перечень льгот привел к тому, что слово "мама" для некоторых превратилось из семейно-теплого в меркантильно-профессиональное.
- Одна такая женщина уже успела родить четверых. Она сама признается: для нее это профессия. Она ни одного дня нигде не работала. Будет рожать, пока рожается. За это, мол, неплохо платят. Правда, что говорить, детей любит... Есть и другие хитрости: некоторые мамаши требуют вместо детского питания выдавать деньги - сами, дескать, лучше знаем, что нужно нашим ребятам.
Все - в сад
Больницы, амбулатории, богадельни - это инфраструктура "пенсионерских" районов. Здесь же, в Наровле, архитектура другая. Школы и детские сады, досугово-образовательные комплексы вроде районного центра творчества детей и молодежи, где нынче открыто 32 кружка. И они востребованны. За парты в сентябре сели 175 первоклассников. Это самый большой набор за последние пять лет. Поэтому речь о реорганизации или закрытии учебных заведений здесь не ведется. Впрочем, как и об открытии. Мест хватает всем.
- Наш председатель райисполкома Валерий Шляга говорит так: пока в деревне есть школа, пока там имеется интеллигенция - учителя, она еще жива. Эти слова, может, не всегда подкрепляются экономически. Но если мы хотим сохранить агрогородки, учреждения образования нельзя сокращать ни в коем случае, - уверен первый заместитель председателя Наровлянского райисполкома Александр Кохан.
Но за демографическим взрывом, как правило, наступает демографический спад. Специалисты уже сейчас отмечают некоторую тенденцию к уменьшению рождаемости. Готов ли район к этому? А если придется некоторые школы закрыть - здания будут пустовать? Александр Кохан уверен: нет.
- В 2011 году Наровля заняла первое место по созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса. У нас есть практика продажи на аукционе невостребованных зданий. Уже есть несколько примеров удачно реализованных проектов. Там работают частные производства - по изготовлению окон ПВХ, заготовке деревянных брикетов. И это только начало.
***
Парадоксальная, казалось бы, ситуация: район стал привлекательным для решения демографических проблем благодаря "чернобыльским" льготам. Рожать и воспитывать детей здесь комфортно и выгодно. Но ведь "выгодно" во всем мире опорное понятие, когда речь заходит о рождаемости, а материальный стимул - один из главных демографических рычагов. Россиянкам стало выгодно рожать второго ребенка с введением материнского капитала, француженкам - с развитием сети детских садов. У нас моду на многодетные семьи определила жилищная политика с социальным акцентом. А с другой стороны, это же и для родителей какое счастье, когда дом наполнен счастливым детским смехом.
Прямая речь
Александр Кохан, первый заместитель председателя Наровлянского райисполкома:
- Естественная убыль - отношение количества умерших к числу родившихся - у нас ежегодно составляет около 30 человек. В отличие от некоторых демографически депрессивных сельских районов, где этот показатель доходит до тысячи. С чем связано? Во-первых, с тем, что в нашем районе живут всего одиннадцать тысяч человек, три четверти из которых - в городе. А еще с тем, что у нас нет и острой проблемы с жильем. Его приезжающим к нам специалистам мы предоставим в любом случае. Особенно семейным и врачам. Кроме того, молодые семьи могут получить кредиты и построить себе квартиру или дом без всякой очереди. Нам помогло и то, что наш район был включен в комплексную программу развития Припятского Полесья. За счет выделенных средств мы реконструируем Дом культуры, школу. А значит, инфраструктура для развития детей у нас будет на уровне.