"Бормотуха", "синька", "отрава", "чернила"... Названия недвусмысленны: у ординарных плодово-ягодных вин ничего общего с определением "благородный напиток". Расплата за склонность к "плодово-выгодному" - алкогольные интоксикации, "пьяные" преступления и суициды. С 1 января производство и реализация плодово-ягодных ординарных вин в Беларуси будут прекращены. Такое заявление сделал недавно Премьер-министр Михаил Мясникович. Казалось бы, чем хуже "плодово-ягодное" опьянение на фоне "винно-водочного"? Мнение главного нарколога Минздрава Сергея Осипчика: "На подобные сладкие напитки с градусом не существует государственных стандартов, есть только технические условия, которые устанавливает сам производитель. А потому возможны любые вариации. Дешевые высокоградусные вина содержат синтетические ароматизаторы и красители, из-за чего повышается их токсическое воздействие".
И это далеко не первая попытка обуздать моду на "товары жидкой группы", воспетые фольклором. Антиалкогольные эксперименты в той или иной степени сегодня охватывают по 2 - 3 района в каждой области. Акцент один: ограничение продажи "чернил", где - вообще, где - на дни-недели. В Минске с начала лета полностью изъял дешевые вина из торгового ассортимента магазинов Партизанский район. По данным анкетирования, 80 процентов местного населения теоретически поддерживают это решение. Вопрос: а практически? И как же остальные 20 процентов? Начали закупаться в другом районе (до него ведь всего две остановки) или нашли альтернативу? За углом аптеки на улице О.Кошевого одно время десятками лежали пустые баночки из-под настойки боярышника и бутылки от не очень дорогого бальзама...
Способны ли всерьез повлиять подобные запреты на медицинскую и криминальную статистику? "Судите сами, за 9 месяцев в стране число алкогольных психозов снизилось на 20 процентов, - данные Сергея Осипчика. - На 10 процентов упали вниз показатели суицидов - обычно до 60 процентов таких трагедий случаются в состоянии опьянения. А кроме этого, количество случайных отравлений алкоголем стало встречаться на четверть реже. Бытовые правонарушения? Минус 10 процентов". Значит, мера работает - есть эффект. Тем не менее Минск пока не планирует распространять этот эксперимент...
Как же нам подойти к решению проблемы разумно, чтобы получить действенный, а не только неплохой промежуточный результат? Наркологи уверены: здесь пригодится опыт Швеции. По численности населения с нашей страной она вполне соизмерима, а вот по культуре потребления высокоградусной продукции, увы. Кажется невероятным, но в Швеции в год случается не более 2 - 3 ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Тогда как, по статистике ГАИ Мингорисполкома, только в Минске за январь - август по вине пьяных водителей совершено 34 аварии, в прошлом году их было еще больше - 45! По словам Сергея Осипчика, основная стратегия Швеции состоит из известных четырех шагов: "Первый - продажа алкоголя в специализированных торговых точках. А что нам мешает полностью очистить от него гастрономы и супермаркеты? Ведь сознание человека формируется с самого детства. Ребенок приходит в магазин, видит там стеллажи с бутылками и понимает: водка и вино - такой же продукт питания, как сахар, хлеб, молоко. Уже в 20 - 22 года молодой человек, который рос во всем этом, будет расценивать решение властей о создании специализированных торговых точек для алкоголя не иначе как нарушение своих прав потребителя. На самом же деле это норма!"
Второй шаг: доступ к алкоголю ограничивают территориально. На один район крупного города - не более двух-трех магазинов. Значит, горячительные напитки не будут на расстоянии вытянутой руки и есть повод трижды задуматься: "Мне это надо?" Третье - ограничивают и время продажи алкогольной продукции. Условно говоря, с 11 до 19 часов. Четвертое - поднимают возрастную планку для тех, кто ее может приобрести: не младше 21 года! За этот "антиалкогольный квартет" обеими руками голосуют и наши наркологи. Зазвучат ли они в следующей Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, пока неизвестно. Но совершенно точно, что уже через 2 недели нас ожидает очередная республиканская антиалкогольная акция "Профилактика и ты". Как сообщил редакции заведующий сектором наркологии РНПЦ психического здоровья Владимир Максимчук, 15 декабря по всей стране будет запрещена продажа спиртного.
Кстати
В первом полугодии наибольшую долю в структуре продаж алкогольных напитков традиционно заняли водка и плодовые вина - 50,2 и 22,1 процента соответственно. Причем первый показатель вырос. В I полугодии 2011 года он составлял 43,7 процента, а второй - упал (было 29,8 процента).