Неизвестная Россия, или Где оживает сказка
19.01.2013
—
Новости Общества
|
Нижегородская область, где сосредоточена треть всех народных художественных промыслов России, стала последней в маршруте белорусских и российских журналистов в рамках пресс-тура по «Золотому кольцу». Здесь корреспондент «Знаменки» отведал городецких пряников, увидел более 400 самоваров и научился расписывать матрешек. Городец – город пряников и пузатых красавцев
История одного из главных художественных промыслов России, зародившегося в этом городке, насчитывает уже более полутора веков. Речь идет о знаменитой городецкой росписи, которая отличается от других своей содержательностью. Самые распространенные ее сюжеты – гулянья, чаепития, народные праздники. Но в то же время рядом с реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные образы птиц и животных. Не зря же говорят, что по городецким произведениям можно изучать историю России. Сегодня на предприятии «Городецкая роспись» выпускается разнообразный ассортимент – хлебницы, разделочные доски, шкатулки, солонки, ларцы и многое-многое другое. Кроме того, художники и мастера создают изделия, выполненные в традициях городецкой глухой резьбы по дереву, в основе которой лежит растительный орнамент с изображениями львов и сказочных существ. Такой искусной резьбой украшаются шкатулки, небольшие панно и пряничные доски, благодаря которым городецкий пряник – это не просто вкуснейшее лакомство, но и произведение искусства. И даже сегодня пряники в Городце выпекают по старой технологии с использованием печатных досок. Необычайно красив музейный комплекс «Город мастеров», поразивший меня своими размерами. Попадая сюда, как будто оказываешься в прошлом, – скромные крестьянские постройки, дома зажиточных купцов, роскошный княжеский терем. В этом музее представлены различные экспозиции и мастерские, посвященные народному художественному промыслу: роспись, вышивка, игрушка, резьба по дереву, пряничный промысел, гончарное искусство. А еще здесь есть чайный зал, в который приятно заглянуть после зимней прогулки по городу. Вкус горячего душистого чая на травах с городецким пряником и помадкой неповторим. Если вам когда-нибудь повезет побывать в Городце, то обязательно посетите музей самоваров, где экскурсоводы вас встретят песнями.
– В каждом русском доме самовар занимал почетное место, был символом семейного очага, дружеского общения и оберегом дома, – рассказала экскурсовод Татьяна Рыжухина. – А еще самовар был предметом роскоши. В XVIII-XIX веках этот пузатый красавец стоил в среднем 25 рублей, в то время как корову можно было приобрести за 1 рубль, а избу – за 13 рублей. В этом музее можно увидеть самые разнообразные самовары, о существовании которых многие даже не подозревают – трактирные, дорожные, гостиничные, а также самовары-«эгоисты», «тет-а-тет», самовары-кофейники. Самый большой самовар, находящийся в коллекции, может вместить в себя 53 литра, а самый маленький, который называется «Эгоист», потому что им мог пользоваться только один человек – всего 75 граммов. Эти самовары-малышки использовали рабочие царской армии. В них было удобно быстро нагреть воду, чтобы выпить чаю или… побриться. Отличаются самовары и по своей форме. Здесь можно увидеть самовары в форме греческой вазы, сфинкса, желудя, рюмки и яйца. Семенов – столица золотой хохломы Но, пожалуй, самое крупное предприятие народных художественных промыслов России находится в городе Семенов, который по праву считается современной столицей золотой хохломы. Хохломской промысел, зародившийся в Нижегородском Заволжье, существует уже более трех столетий. Его особенность – изготовление золоченой деревянной посуды и своеобразная растительно-травная роспись. Основные цвета, которые используют художники, – красный, черный и золотой. Красный, например, символизирует власть, золотой – благополучие, а черный – цвет духовного очищения.
А, например, ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву даже фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором. Сейчас предприятие выпускает посуду с несвойственным хохломе зеленым цветом, что связано с именем Людмилы Зыкиной, которая однажды приобрела себе здесь суповой сервиз. – Специально для певицы были нарисованы эскизы с разным цветовым наполнением, – рассказала сотрудница фабрики. – Почему-то она выбрала именно зеленый. С той поры мы выпускаем посуду и в таком цвете. А сейчас мы готовим несколько видов сувениров к зимней Олимпиаде в Сочи. Кроме этого, в Семенове сложился свой особенный центр по производству матрешек. Семеновская матрешка одета в желтый платок, красный сарафан и белый передник, на котором изображен букет из разных цветов.
А когда краски высыхают, матрешек покрывают лаком и сушат при комнатной температуре. Именно в этом и состоит отличие технологии изготовления матрешки от хохломской росписи, где одна художница расписывает изделие от начала и до конца. Самая большая матрешка, изготовленная семеновскими мастерами, была метровой высоты и состояла из 72 кукол.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нижегородская область, где сосредоточена треть всех народных художественных промыслов России, стала последней в маршруте белорусских и российских журналистов в... |
|