«Хочу играть на цимбалах… джаз»
26.01.2013
—
Новости Общества
|
ДО НЕЕ в столице классической музыки Вене на цимбалах еще никто не играл. Этот уникальный народный инструмент, по сути, до нее и не видел никто из музыкантов Симфонического оркестра Венского радио. И уж тем более не аккомпанировал! Александра Денисеня в свои 18 лет уже вошла в историю классического «Евровидения». В сопровождении симфонического оркестра она заставила звучать народный инструмент как гавайскую гитару! Музыканты даже вставали со своих мест, чтобы из-за спины цимбалистки посмотреть, как она это делает… А несколько месяцев назад исполнительницу нашел маэстро Финберг и предложил работать в Национальном академическом концертном оркестре Беларуси. Как складывается судьба талантливой цимбалистки после «Евровидения»? Об этом Александра ДЕНИСЕНЯ рассказала корреспонденту «БН» в эксклюзивном интервью.
Договориться о встрече с Александрой было несложно: к счастью, «звездной болезнью» молодая музыкантка не страдает. Отличается скромностью, знает цену времени. Назначила интервью прямо в фойе Белорусской академии музыки. — Только что сдала первый экзамен зимней сессии «Специальность» (для меня это цимбалы). Сейчас у меня подготовка к испытаниям. Хотя и остался только один экзамен, на счету каждая минута! Сдам историю Беларуси — и долгожданные каникулы! — улыбается Александра. — До этого ведь отдохнуть довелось лишь немного в августе. Потом — учеба, подготовка к разным концертам и выступлениям. Например, к элитному концерту «Виртуозы цимбал». Он прошел в рамках Международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень». В концерте задействованы всемирно известные белорусские цимбалисты. Выступить там было большой честью для меня. — Александра, а выступление на классическом «Евровидении» в Вене чем вам запомнилось? — Я понимала, что впервые в Европе на таком высоком уровне будут представлены наши цимбалы! Предстояло отстоять честь страны. И это дорогого стоит. Когда я прошла республиканский отбор, и мне сказали, что представлять Беларусь на классическом «Евровидении-2012» мне, сразу воодушевилась. Начала готовиться. На самом выступлении, конечно, волновалась, но это подстегивает быть лучшей. Выступать, считаю, нужно всегда на пределе своих возможностей! И не важно — маленький районный центр это или конкурс международного значения. На «Евровидении» Александра Денисеня продемонстрировала необычное звучание цимбал. В нем, возможно, даже не все белорусские музыканты узнали бы знакомый с детства инструмент. На венской сцене юная цимбалистка исполняла произведение отечественного композитора Владимира Курьяна. Лет 20 назад он написал концерт для цимбал в трех частях. Специально для Александры Денисени композитор из большого и сложного семнадцатиминутного произведения сделал концертино (такую виртуозную выжимку) в семь минут, как и диктовали условия конкурса. — Знаю, что в этом сочинении множество самых разных приемов для игры на цимбалах. Самый потрясающий эффект — подражание голосу гавайской гитары… — Этот прием был придуман самим композитором. Владимир Курьян предложил играть ключом настройки на струне. Когда неведомый австрийцам инструмент начал издавать экзотические звуки, некоторые музыканты бросали партии и вставали со своих мест, чтобы посмотреть, как это делается. Из-за спины заглядывали на цимбалы и от удивления расплывались в улыбке. — Александра, на конкурсе в Вене в числе финалистов оказался музыкант, играющий на народном армянском инструменте — кануне, а победил и вовсе скрипач из Норвегии. Выходит, на «Евровидении» профессиональное жюри выбирало больше не исполнение, а харизму? — Во-первых, цимбалы с кануном, похожим чем-то на гусли, были конкурентами лишь в том, что оба инструмента — народные. А сравнивать скрипку — академический инструмент — с цимбалами вообще некорректно. Хотя на цимбалах можно играть и народную, и классическую музыку, и даже джаз. А харизма — это да! Ее ведь выбирает и профессионал, и слушатель-обыватель, решая прийти на твой концерт или нет. — Кстати, вы успели уже отметиться с сольными выступлениями? — Да. Сольные концерты прошли в Гродно, Лиде, Молодечно. Неоднократно выступала с ведущими белорусскими оркестрами — Государственным академическим симфоническим, Государственным камерным, Государственным академическим народным, имени Жиновича. По приглашению международных благотворительных фондов Владимира Спивакова и Николая Петрова несколько раз выезжала с концертными выступлениями в различные страны СНГ. Там играла на одной сцене с такими прославленными исполнителями, как Максим Венгеров, Владимир Спиваков, Николай Петров, Евгений Бушков. Успех Александры Денисени, оказывается, определили родители девушки. Семья, кстати, у цимбалистки совсем не музыкальная: мама — врач, папа — инженер. Родители стремились угадать, в какой сфере способности девочки проявятся наиболее ярко. В 5 лет мама привела Александру в Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки. После прослушивания малышке предложили поступить в класс Ларисы Николаевны Левкович по специальности «цимбалы». Мама Саши согласилась. — Конечно, поначалу это был восторг и удивление: в цимбалах 72 струны. Это не скрипка или виолончель, где всего четыре струны. Инструмент выглядел для меня необычно, тем и заинтересовал. Через три года я выступила на открытом международном конкурсе солистов и ансамблей исполнителей на народных инструментах «Учитель и ученик» в Москве. Первое публичное выступление — и сразу первая премия! — С того момента вы, видимо, и сроднились со сценой: постоянно участвуете в различных фестивалях, конкурсах… — На моем счету 13 конкурсов, а каждый из них — это новый опыт. При подготовке к состязанию учишь определенную программу, доводишь ее до совершенного для тебя уровня. Так случилось и с последним конкурсом. Он был после того, как я прилетела из Вены. Это Республиканский открытый конкурс имени Жиновича. Там взяла Гран-при — и без экзаменов поступила в Академию музыки. — То есть известность к вам пришла после «Евровидения-2012»? — На конкурсе Жиновича у меня было 30 соперников — и это только среди цимбалистов. Жюри решило, что Денисеня сыграла лучше всех. Популярность? Да, сейчас меня знает больше людей, чем до «Евровидения», но по улицам хожу спокойно — автографы пока не просят. Михаил Яковлевич Финберг меня тоже до «Евровидения» не знал. Разыскал в академии и предложил работать в его оркестре. Так началось наше сотрудничество. На недавнем фестивале музыки в Заславле я играла сольно, без оркестра. Исполняла произведение белорусского композитора Валерия Жвалевского — вариации на белорусскую народную песню «Павей, ветрык, павей». Произведение изначально было написано для гитары, но моя педагог профессор Белорусской государственной академии музыки Татьяна Петровна Сергиенко сделала переложение для цимбал. Александра Денисеня, к слову, большой пропагандист белорусской музыки, цимбал в частности. А свой рабочий инструмент — это ни много ни мало 15 (!) килограммов — она не доверяет багажному отделению самолета либо автобуса. Цимбалы всегда — на выступлениях, концертах — с исполнительницей. Инструмент у молодого музыканта заказной, рукодельный. Цимбалы Александры Денисени за 2 тысячи евро были куплены за несколько месяцев до «Евровидения». Благо успели разыграться. Сейчас актуальной для нее остается конкурсная вершина под названием «Кубок Севера». Это сложное творческое соревнование проходит в российском Череповце, там судят конкурсантов именитые музыканты. — Александра, но ведь на одних конкурсах музыкальную карьеру себе не сделаешь… — Согласна. Нужно, чтобы для тебя писали музыку (ее, кстати, для цимбал сочинено мало), чтобы обращали внимание СМИ, чтобы не иссякало трудолюбие. Например, я чувствую потребность каждый день заниматься дома по три-четыре часа. — Соседи не жалуются? — Наоборот, радуются моим успехам. А некоторые даже спрашивают, когда буду заниматься, чтобы послушать меня. Мне очень хочется развиваться дальше: знакомиться с новыми композиторами, дирижерами, выступать с новыми оркестрами. Или хотя бы как мой цимбальный кумир — Михаил Леончик, ученик моего профессора Татьяны Петровны. Сейчас он живет в Германии и играет на цимбалах… джаз. — А есть ли у цимбалистов свои особые приметы? — Есть привычки. Бывает, что на запястьях или нижней части ладони набиваются мозоли. А еще особенно странно смотрится, когда у девочек в косметичках, кроме палочек для инструмента, всегда лежит отвертка и плоскогубцы. Они необходимы, когда ставишь струны. — Александра, в свои 18 лет благодаря любимому инструменту вы побывали в Германии, Франции, Англии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Японии. Может, пора цимбалы, например, в Бразилию свозить? — Это очень интересная идея: показать наш белорусский инструмент — отечественный музыкальный бренд — за Атлантическим океаном. Пока в большинстве случаев езжу поближе — Россия, Украина, Польша, Литва. Мечтаю еще раз попасть в Вену, чтобы походить по магазинам и, конечно, посетить Музей Моцарта. Татьяна УСКОВА, «БН» Фото из личного архива Александры ДЕНИСЕНИ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ДО НЕЕ в столице классической музыки Вене на цимбалах еще никто не играл. Этот уникальный народный инструмент, по сути, до нее и не видел никто из музыкантов...
|
|