Решебник против Перельмана. 21.by

Решебник против Перельмана

29.01.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Кем хочет стать ваш ребенок? Юристом? Психологом? А может, журналистом? Гуманитарные специальности в последние годы на пике популярности. И поверьте, все чаще мотивация выбора до банальности проста: не надо сдавать математику. Впрочем, и немудрено. Всего–то пару лет назад в базовом классе на этот предмет отводили 5 уроков в неделю. У тех, кто учился на повышенном уровне — 6, а на углубленном — все 8 — 9. Сегодня же школьники довольствуются четырьмя часами, гимназисты — пятью. И вот пожинаем плоды. Наиболее любознательные ребята потянулись к репетиторам, педагогам пришлось ориентироваться на уроках далеко не на самых сильных, а результаты ЦТ — ниже некуда. А тут новый информационный повод. Министр образования Сергей Маскевич озвучил давно повисшую в воздухе проблему: два факультатива и два урока — хуже, чем четыре полноценных занятия. Как вариант, старшеклассникам могут вернуть учебную субботу, после чего математики–физики в школьном расписании прибавится. Но спасут ли такие меры престиж «царицы наук»?


Больше равно лучше?


Минская средняя школа № 19. Когда–то математика здесь была профилирующим предметом, сейчас же на нее отводят стандартные четыре часа. А вот заслуженный учитель Александр Фельдман равнять всех школьников под одну гребенку не согласен, поэтому в расписании его учеников — плюс три обязательных факультатива, то есть семь (!) математик в неделю. В субботнее утро отправляюсь на одно из таких занятий в 10–м классе. Тема — тригонометрические функции. Наверняка у вас в памяти всплыли ассоциации — синусы–косинусы–тангенсы? У доски очередной ученик проводит последние подсчеты и рисует график. Учитель комментирует: «Видите, эта задача вчера была на репетиционном тестировании в части В12, и она на удивление простая, вы смогли ее решить, едва начав изучать тему». Для закрепления знаний — внушительное домашнее задание, на которое сильному ученику придется потратить минимум час, а тот, кто послабее, все полтора провозится. Впрочем, уверен Александр Маркович, даже такой нагрузки для старшеклассников мало:


— Самый приемлемый вариант — 8 уроков математики в неделю, из них два занятия в субботу. Причем на одном из сдвоенных уроков ученикам еженедельно нужно давать контрольную работу. Еще одно давнее упущение — объединение в один предмет алгебры и геометрии. Преподавать и оценивать их просто необходимо по отдельности!


Мнение, что математике нужно уделять минимум 6 — 7 часов в неделю, поддерживают многие педагоги. Мол, предмет это консервативный: можно менять его содержание, но не количество уроков. Приводят и весомый аргумент: исследования показывают, что уменьшение в школьной программе математики на час снижает общую успеваемость учеников на 10 — 12 процентов.


С содержанием тоже далеко не все гладко. Да, школьники больше не изучают интегралы, векторы, комплексные числа. Но стал ли предмет от этого интереснее и практичнее? Леонид Лавринович, учитель математики минской гимназии № 41, старший преподаватель кафедры методов оптимального управления БГУ, отмечает: сегодня математика в школе превращается в набор формул. С таким мнением согласен и репетитор Евгений Ливянт — программа точных наук все больше напоминает преподавание латыни:


— В первую очередь нужно менять подходы, избавляться от избыточной информации. Разнообразие в системе образования нам сегодня нужно как воздух. Например, должна быть свобода выбора, особенно в старших классах: если ученик собирается продолжать обучение в гуманитарной области, не нужно ему столько математики. И другое дело — если ребенок планирует податься в технари.


Не для всех и каждого


Популярное мнение: ученики сейчас не умеют учиться. Тут еще и балл аттестата подливает масла в огонь. Ведь, скажем, у одного выпускника «восьмерка» по математике и «пять» по русскому, у другого — все наоборот, а «среднее арифметическое» — одинаковое. Вот только положение дел это, согласитесь, меняет в корне, особенно когда предстоит выбрать будущую сферу приложения сил. Но как заинтересовать миром цифр и формул? «А всех и не нужно, просто в старших классах должна быть жесткая специализация», — парирует Леонид Лавринович. Такого же мнения придерживается и его коллега Борис Комраков, учитель математики минской гимназии № 41, доцент кафедры высшей математики БГУ: немало ребят занимаются с увлечением. Вот тут–то и проблема: ведь им предлагают учиться по общему курсу, максимум — плюс факультативы. Что в итоге? В вузы приходят вчерашние школьники, уровень подготовки которых заметно хуже, чем мог бы быть.


Впрочем, подчеркивает Евгений Ливянт, нельзя судить по принципу «раньше солнце было ярче, а трава — зеленее». Головастых математиков немало у нас и сегодня. Яркий пример — по итогам прошлого года БГУ в номинации «Алгоритмическое программирование» занял пятое место в рейтинге онлайнового проекта — организатора соревнований по программированию TopCoder. Наши математики обошли соперников из МГУ имени М.В.Ломоносова, Варшавского, Шанхайского, Пекинского и даже знаменитого Стэнфордского университетов! Но такие результаты по зубам, мягко говоря, не всем, и надо понимать: с увеличением количества часов по математике в школах чуда не произойдет. Нужны еще специальные учебники, программы и, конечно же, лучшие учителя.


Есть у проблемы и еще одна грань. Как с начальных классов дети проявят интерес к непростой точной науке, если немало родителей с ходу заявляют: «Не нужна моему ребенку математика!»?


— Математика нужна не для математики, — отвечает на такие заявления Александр Фельдман. — Она организует систему мышления, развивает ряд человеческих качеств, которые нельзя сформировать разглагольствованиями на классных часах, в том числе усидчивость, трудолюбие, ясность изложения мыслей, доказательность. Практика подтверждает: те, кто углубленно учил математику, стали хорошими врачами, инженерами, управленцами, так как в любой профессии нужно уметь организовать свой труд. Как говорил польский математик Штейнгауз: если двум людям, один из которых математик, предложить выполнить любую незнакомую им работу, то успешнее справится с ней именно математик.


Но главное, преподавать математику должны, конечно же, увлеченные профессионалы. Олег Мельников, доктор педагогических наук, профессор кафедры математической кибернетики БГУ, делится наблюдениями: «Вижу, что сегодня в школах много толковых и умных детей, возможно, даже больше, чем толковых учителей. Ведь престиж профессии заметно упал. В пединститутах конкурсы на нуле, а в школах учителя изнемогают от бумажной волокиты». Действительно, по количеству заполняемых бумаг–бланков–папок с учителями могут соперничать разве что врачи. К слову, на эту проблему особое внимание было обращено во время недавней пресс–конференции Президента, где прозвучала мысль: от бумаготворчества учителя мало что зависит, куда важнее результат его работы — достойные знания и горящие глаза его учеников.


По чем учиться будем?


На днях довелось пообщаться со школьниками — призерами международной олимпиады по математике. Что первым делом делают ребята, приехав на соревнование в другую страну? Не поверите, идут в книжный магазин. Леонид Лавринович объясняет: «В Минске найти книги олимпиадного характера практически невозможно. Наши издательства считают, что такая литература не будет пользоваться спросом». Впрочем, небогатый у нас выбор и популярной математической литературы. А ведь чтобы увлечь детей, считает Олег Мельников,  на начальном этапе задачи должны быть занимательными, нестандартными. Как у знаменитого Якова Перельмана в свое время.


А методический материал? Александр Фельдман констатирует печальный факт: подобная математическая литература, проверенная временем, всегда шла из–за рубежа. Увы, сейчас цены кусаются, да и в наших магазинах ее не сыщешь днем с огнем. Подписка на полгода на российский специализированный журнал — около 700 тысяч! Зато решебников по математике — на любой вкус. Только недочетов и ошибок в таких «помощниках» полно, в один голос жалуются учителя.

Автор публикации: Ольга ПАСИЯК

Фото: Александр СТАДУБ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Гуманитарные специальности в последние годы на пике популярности...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика