С этого года детские лагеря будут принимать на оздоровление школьников только до 15 лет. Старшеклассники же смогут выбрать профильные (спортивные, экологические, оборонно–патриотические и др.) лагеря или трудовые, где можно будет не только набраться сил, но и немного заработать. Облисполкомы уже собирают заявки с предприятий и организаций, готовых предоставить на летние месяцы подросткам такую возможность. Планируется, что подобных путевок наберется тысяч 10, а трудовые лагеря появятся в каждом регионе.
Еще в годы Великой Отечественной начали создавать школьные отряды для помощи колхозам в полевых работах. В 1970–е участие учеников в летней трудовой четверти стало массовым явлением. Но потом это советское изобретение исчезло вместе с горнистами и пионерскими галстуками. Почему о нем вспомнили сегодня? «Если в сельской местности дети в большей степени привлечены к труду, в том числе на подсобных участках, то в городах в период летних каникул многие подростки откровенно бездельничают, — считает директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению Николай Мазур. — Поставлена задача, чтобы на улицах не было праздношатающихся подростков в период каникул». Вот и начальник ИДН Минского района Ольга Чемоданова замечает: не у всех родителей есть возможность купить чаду путевку, а после 16 лет ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Тут недалеко до дурной компании, первых опытов с алкоголем. Как, впрочем, увы, и в оздоровительных лагерях. Недаром некоторые из них делают ограничение по возрасту — до 15, не старше — уже сегодня.
Вообще говоря, временная занятость молодежи — не новость дня. Только в Минске каждое лето трудоустраивают более 3 тысяч старшеклассников, в этом году на эти цели выделено 1,5 млрд. рублей. Как правило, работают на благоустройстве, в зоопарке, подсобными рабочими, шьют мягкие игрушки, постельные принадлежности... Что же касается собственно трудовых лагерей, то в прошлом году их по стране работало 160, в основном — при школах. А классических, с круглосуточным пребыванием, — 16. На общем фоне, конечно, мизер. К слову, эти ребята чистили берега озер, леса от захламлений, пропалывали питомники в лесничествах.
Разброс родительских мнений широк: от «пусть наслаждается каникулами, наработаться еще успеет» до «пусть подработает — деньги не падают с неба». Первый секретарь БРСМ Игорь Бузовский уверен, что спрос на путевки в лагеря труда и отдыха будет стопроцентным. С прошлого года подросткам уже разрешили трудиться в студенческих отрядах с 14–летнего возраста, и такой возможностью воспользовались более 45 тысяч несовершеннолетних! Большинство участвовало именно в сельскохозяйственных отрядах. В среднем выходило 1,5 млн. рублей в месяц. Самую же большую зарплату — 2,5 млн. — получили минские ребята, которые благоустраивали город, работая в «Зеленстрое». Другое дело, что список разрешенных для школьников работ сейчас очень ограничен. А почему они не могут, к примеру, ухаживать за птицами на сельхозпредприятии? Клеить обои? Красить бордюры? Обучать пожилых работе на компьютере? Им ведь даже очищать бутылки от этикеток и мыть по нынешним правилам нельзя! Еще в прошлом году БРСМ выступал с предложением расширить «список дозволенного», в котором сейчас не более полусотни пунктов, в полтора раза. Сейчас он рассматривается в Министерстве образования.
Иными словами, желание работать у школьников никуда не пропало. Осталось решить другой вопрос — финансовый. Ведь путевки в лагеря трудовые, говорят в Республиканском центре по оздоровлению и санаторно–курортному лечению, планируется дотировать так же, как и в обычные. То есть за «право на труд» для чада родителям придется еще заплатить. Впрочем, школьники будут работать не за бесплатно. Это уже для них стимул.