Знаете, какое впечатление вы производите на окружающих? Освоили технологии самоподачи? Сегодня, говорят, каждый должен уметь «имиджироваться». Не только политики и артисты, но и педагоги, и врачи... Вспомните, как по внешности доктора, его манерам и речи мы делаем вывод о его же профессионализме. Образ симпатичен? Сразу возникает доверие. Выходит, при явной назойливости в последнее время иностранных слов понятие «имидж» не только адаптировалось на нашей почве — пустило крепкие корни.
Приятный внешний вид, наличие медицинской атрибутики, практические навыки, конечно, хорошая репутация работают на врача только в плюс. Но и эти четыре столпа — еще не вся картина. Важно ведь поведение — способ взаимодействия с пациентом, манера врачебного диалога, общее отношение. Оказывается, сегодня существует целая классификация врачебного имиджа, с подробным раскладом определений на шесть ступеней. От патернально–заботливого образа доктора (вспомните симулянта Карлсона, который изображал «самого тяжелого в мире больного», требуя от Малыша: «Ты должен стать мне родной матерью») до равнодушно–отчужденного («Ноги болят? Так ноги длинные — сами дойдете»).
В исследовании на эту тему доктора психологических наук из московской Академии имиджелогии, профессора Татьяны Бонкало, которое недавно было представлено в Минске, принимали участие 150 врачей–кардиологов. И что же? Патернально–заботливыми оказались из них 12,8 процента, более официальными и строгими, но участливыми (иначе патернально–директивными) — 19,2 процента. Умеренно дружеский стиль, который определили как патернально–партнерский, проявили 17,9, информационно–деловой — 6,1 процента, а в типаж, активно ориентированный прежде всего на карьерный рост, вписался каждый пятый. Теперь — внимание! — равнодушно–отчужденный: 26,9 процента! Получается, почти треть медицинских работников ведут себя в отношении пришедших к ним на прием «абыякава». О профессиональном выгорании врачей, внешней холодности и отстраненности, юморе с циничными нотами говорилось немало. Но позвольте краткий спич в защиту. Как–то априори мы ожидаем от доктора безупречных манер, энциклопедических знаний, всегда оптимистичного настроения. И, кроме этого, еще бог знает каких высоких качеств. Под силу ли человеку воплотить в своем образе идеал внешний, нравственный и профессиональный при такой степени нагрузки, эмоциональном накале и шквале негатива (ведь приходится постоянно выслушивать жалобы на здоровье)?
Так когда мы более всего доверяем врачам? Интересно, если осмотр ведет доктор, который занят еще и педагогической работой, допустим, ведет курсы повышения квалификации, то, к примеру, у пациента, которому сделали съемные протезы, адаптация к ним сокращается на две недели. И это медицинский факт! Кроме того, давно отмечено: когда врач — обаятельный человек, мы с большим старанием выполняем его предписания. Выходит, сам по себе положительный образ хоть и косвенно, но влияет на результаты лечения. Получается: врач, как ни крути, в силу выбранной специальности обязан нравиться людям! Это сейчас чуть ли не критерий профессиональной пригодности.
Я, например, обожаю своего стоматолога. И некогда больная зубная тема перестала быть таковой. Что считаю самым важным в работе своего дантиста? Неспешный, кропотливый стиль, где нет и намека на суету и нервозность. Все обстоятельно, точно, надежно. А потому общее впечатление от сеанса зуболечения самое положительное. Есть, увы, с чем сравнить. Некогда довелось побывать в кресле у врача, работающего «по полену, по колену». Это сейчас вспоминаю с усмешкой, а тогда хотелось одного: «отмщенья, отмщенья зубным докторам, и нет им прощения в мире».
Возвращаясь от частного к общему, повторюсь: врач не обязан быть самим совершенством, чтобы заслужить наше доверие и уважение. Однако и врачебный выпад «принимайте нас такими, какие мы есть!» однозначно несовременен. В общем, определенный имиджевый ликбез доктору необходим. И здесь, скорее всего, недостаточно тех 34 академических часов, что отводятся под семинар «Биомедицинская этика» в программе медвузов, причем сугубо для первокурсников. Ведь к пятому и шестому многое может забыться. Безупречный белый халат, аккуратная прическа и маникюр — это, конечно, приятно, но явно еще не зачет по предмету.