17 апреля в суде Ошмянского района Гродненской области будет рассматриваться дело о признании фотоальбома «Пресс-фото Беларуси-2011» экстремистским. Рассмотрение дела будет проходить в закрытом режиме.
Экстремистским фотоальбом признан управлением КГБ по Гродненской области на основе заключения экспертной комиссии, в состав которой входили четыре человека: начальник управления идеологической работы Гродненского облисполкома Павел Скробко и трое преподавателей Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы — Вадим Хилюта, Оксана Шульга и Александр Бондарь.
В качестве «заинтересованных лиц» в суд вызваны Юлия Дорошкевич, Вадим Замировский и Александр Васюкович — как соорганизаторы ежегодного конкурса «Пресс-фото Беларуси», по итогам которого издается одноименный фотоальбом.
Сегодня Юлия Дорошкевич выложила в «Фейсбук» переписанный от руки (!), так как скопировать документ не разрешили, полный текст экспертизы.
Эксперты пришли к выводу, что «в результате собственных и надуманных измышлений авторов исследуемого печатного издания, текстовых и фотоматериалов, необоснованной и целенаправленной демонстрации негативных сторон жизнедеятельности белоруски граждан, неприглядных бытовых моментов в целом формируется искаженное, унижающее для государства Республика Беларусь и общества в целом, представлении о положении в Республике Беларусь».
Экспертная четверка подробно аргументировала свое мнение конкретными примерами.
Сергей Гриц, «Дэманстрант, збіты міліцыянтамі, ляжыць ля сценаў Дома ўраду».
По мнению экспертов, в аннотации к этой фотографии «содержатся заведомо ложные сведения, представленные в собственных измышлениях автора в виде грубой характеристики качеств и действий сотрудников силовых структур в виде высказывания «збіты міліцыянтамі», то есть сотрудники силовых структур преподносятся как неподконтрольные, опасные лица, потенциальные источники проблем, вызывающие страх и опасения у других, нарушающих закон. Приписывания солдатам и офицерам правоохранительных служб низких моральных качеств, а также противоправных действий, совершаемых ими (превышение служебных полномочий), противоречит нормам нравственности и морали, принятым в обществе, унижает и оскорбляет их человеческое достоинство и дискредитирует их: умаляет авторитет государственной власти, подрывает доверие к органам власти со стороны иностранных государств, иностранных или международных организаций».
Сергей Гриц, «Сарваны дзяржаўны сцяг ляжыць на вуліцы пасля акцыі пратэсту».
Эксперты считают, что комментарий к этой фотографии «является собственным измышлением автора, которое умаляет честь и достоинство белорусского народа — Государственный символ Республики Беларусь».
Александр Васюкович, «Актывіст рыхтуе агітацыйныя матэрыялы для аднаго з кандыдатаў на сваім лецішчы. Дзяржаўныя выдавецтвы адмаўляюцца вырабляць прадукцыю для аппазіцыйных палітыкаў».
Эксперты пришли к выводу, что в аннотации к этой фотографии «содержатся ложные сведения в виде искажения истинной информации в правовой сфере о действиях государственных органов по запрету подготовки агитационной продукции для кандидатов на пост Главы государства и избирательному законодательства Республики Беларусь. Распространение подобной заведомо ложной информации умаляет авторитет государственных органов, унижает честь и достоинство белорусского народа, как неотъемлемой части государства и подрывает доверие к органам власти со стороны иностранных государств и жителей Республики Беларусь. Кроме этого, пропагандируется противоправная деятельность по изготовлению и распространению незаконной продукции».
Александр Васюкович, «Чалавек стаіць на партрэце дзейнага прэзідэнта Аляксандра Лукашенкі падчас аднаго з мітынгаў, арганізаваных апазіцыйнымі кандыдатамі».
По мнению экспертов, данный «фотоматериал является оскорбительным не только для Главы государства, но и всего белорусского народа, своей волей избравшего Президента. Является унижением национальной чести и достоинства белорусского народа, роняет авторитет Президента среди населения Республики Беларусь и за ее пределами».
Александр Васюкович, «Маладыя людзі дапамагаюць жанчыне, параненай падчас акцыі пратэсту супраць фальсіфікацыі прэзідэнцкіх выбараў»
Эксперты пришли к выводу, что «в комментарии к фотографии автор использует словосочетание «фальсіфікацыі прэзідэнцкіх выбараў», которое возможно трактовать как «неоднократные целенаправленные вмешательства в результаты избирательных кампаний по выборам Президента Республики Беларусь, преднамеренное искажение данных, заведомо неверное истолкование их с целью получения собственной выгоды». Использование словосочетания «фальсіфікацыі прэзідэнцкіх выбараў» в данном контексте в отношении действий Главы государства является собственным измышлением автора текста и свидетельствует о распространении им не соответствующей действительности информации, противоречащей официальны данным Центральной избирательной комиссии по выборам Президента Республики Беларусь и избирательному законодательству Республики Беларусь. Данная информация умаляет авторитет государственных органов Республики Беларусь и подрывает доверие к ним со стороны иностранных государств и жителей Республики Беларусь».
Сергей Гудилин, «Абавязковы прагляд вечаровых навінаў. А 21:00 усе вайскоуцы тэрміновай службы абавязаны глядзець інфармацыйную праграму “Панарама” на дзяржаўным канале беларускага тэлебачання. Гэты элемент ідэалагічнага выхавання выкарыстоўваўся яшчэ ў арміі Савецкага Саюза і захаваўся ў беларускім войску, якое лічыць сябе пераемнікам традыцыяў савецкіх узброеных сілаў».
Комментарий к данной фотографии эксперты посчитали «собственным измышлением автора текста и свидетельствует о распространении им заведомо искаженной информации о жизнедеятельности военнослужащих в Вооруженных силах Республики Беларусь».
Виктор Драчев, «Мужчыны прымяраюць капелюшы на вулічным кірмашы».
Эксперты посчитали, что данная фотография и аннотация к ней «преподносит жителей белорусского населенного пункта, а в их лице весь белорусский народ, в неприглядном виде — нищим, бомжеватого вида на фоне новых западных вещей. Распространение подобной информации в средствах массовой информации формирует у читателей искаженные представления о моральном облике белорусского народа, унижает национальную честь и достоинство белорусов как нации и вызывает негативное отношение читателей к Беларуси в целом».
Дмитрий Кляпицкий, «Тени от новогодних украшений падают на проекционный экран в минском ночном клубе The Black Door во время новогоднего выступления президента Беларуси А. Лукашенко».
Эксперты уверены, что «фотография осуществлена с подобного ракурса, специально, чтобы представить Главу государства в неприглядном виде, что является оскорбительным по отношению к Президенту Республики Беларусь, умаляет его авторитет и подрывает доверие к нему со стороны иностранных государств и жителей Республики Беларусь».
Виктор Байковский, «Напружаны момант. Футбольны матч «Дынама» Брэст — «Дынама» Мінск».
Экспертная комиссия посчитала «экстремистскими» все фотоматериалы рубрики «Спорт» (девять страниц альбома). По мнению экспертов, «элементы спортивной жизни в Республике Беларусь» представлены «в низко эстетическом ракурсе, местами — в неприличном виде, в целом негативно демонстрирующей указанную сферу жизни белорусского общества».
Андрей Ленкевич, «Збор грыбоў на забруджаных тэрыторыях».
Схожая история приключилась и с рубрикой «Прырода» (четыре страницы). Эксперты считают, что фотоматериалы этой рубрики, «содержащей фотографии сбора, заготовки и консервации грибов на фоне знака радиационной опасности, иллюстрируют в стиле аллегории уничижительное состояние белорусской нации, ее природы».
Экстремистскими названы и фотографии из рубрики «Архіў» (восемь страниц), в которой оргкомитет конкурса знакомит с авторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие современной белорусской фотожурналистики. В альбоме «Пресс-фото Беларуси-2011» в рубрике «Архіў» представлены работы уже ушедшего их жизни Сергея Брушко. Эксперты же посчитали, что «в представленных фотоматериалах демонстрируются неприглядные темы жизни людей: Чернобыль, отселение, похороны, старики, инвалиды, больные, приемник-распределитель для детей, митинги, игра рабочих в домино и карты, нетрезвые жители и т.д.».
«Таким образом, — делают вывод эксперты, — фотоальбом «Прэс-фота Беларусі-2011» предназначен для демонстрации различных аспектов жизни белорусского народа, создания впечатления о Беларуси и ее народе. При этом подборка материалов содержит лишь негативные моменты жизни белорусского народа, преподносит его обнищавшим и спившимся, а государство как милитаризованное. Оставляет у читателя лишь негативные впечатления, как о белорусских жителях, так и государстве в целом, что свидетельствует о распространении искаженной информации о Беларуси, унижает национальную честь и достоинство белорусского народа».
По мнению экспертной группы, в фотоальбоме «содержатся умышленно искаженные, не соответствующие действительности измышления о жизнедеятельности Республики Беларусь в политической, экономической, социальной и иных сферах, унижающие национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь.
Кроме этого, подборка материала в совокупности отражает лишь негативные аспекты жизнедеятельности белорусского народа с собственными измышлениями и выводами автора, что с точки зрения социальных норм, принятых в обществе, и нравственности также унижает национальную честь и достоинство граждан Республики Беларусь, умаляет авторитет государственной власти, подрывает доверие к органам власти со стороны иностранных государств, иностранных или международных организаций».
Финальный вывод экспертизы — «согласно Закону Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» унижение национальной чести и достоинства является одним из признаков экстремистской деятельности».
Юлия Дорошкевич обратила внимание на примечание в тексте экспертизы, где говорится о том, что «для проведения исследования представленных документов» использовался, в числе прочего, словарь русского языка С.И. Ожегова. Альбом «Пресс-фото Беларуси-2011» выпущен на белорусском языке. Там нет ни одного русского слова.
Фоторепортер Вадим Замировский надеется, что ситуация с признанием альбома «Пресс-фото Беларуси-2011» экстремистским не будет доведена до абсурда.
«У меня нет никаких ожиданий относительно предстоящего суда. Единственное, я надеюсь, что суд проявит благоразумие и не доведет эту ситуацию до абсурда», — сказал Замировский. В то же время он не исключает, что суд может переквалифицировать фоторепортеров из категории «заинтересованных лиц» в виновных лиц.