Пристальный взгляд на льготный порядок. 21.by

Пристальный взгляд на льготный порядок

30.04.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Год назад был принят Декрет № 6, на который возлагались немалые надежды. Об этом говорит само его название: «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Однако, как показывает практика, не все бизнесмены верно истолковали суть документа. Возникла проблема: льготы для бизнеса, направленные на развитие регионов, нередко превращаются всего лишь в лазейку для ухода от налогов. Журналисты «СБ» разбирались, почему так происходит.


Из деревни — в оффшор


Бизнес должен работать не только в больших городах. Предполагалось, что он, оценив соблазнительные стимулы, будет активнее приходить в недостаточно развитые регионы, создавать в них производства и новые рабочие места, укреплять экономический потенциал. Тем самым повышать их инвестиционную привлекательность и, в свою очередь, привлекать новых хозяйствующих субъектов. В экономике это называется «мультипликативным эффектом».


Стимулы были серьезные. На 7 лет со дня государственной регистрации коммерческие организации освобождались от налога на прибыль, индивидуальные предприниматели — от подоходного налога. Те и другие также 7 лет могли не уплачивать налог на недвижимость и отчисления в инновационные фонды, освобождались от обязательной продажи иностранной валюты и госпошлин за выдачу специальных разрешений на отдельные виды деятельности... Но в Минской области эти стимулы дали неожиданный эффект. С одной стороны, декрет заметно активизировал процесс создания субъектов предпринимательской деятельности в малых городах и в сельской местности. В Минском районе только за шесть месяцев, с июля по декабрь, их было зарегистрировано более тысячи: почти столько же, как за весь 2011 год. Бизнес явно вошел во вкус: только за два первых месяца нынешнего года создал в районе еще 365 юридических лиц! Чем же занялись эти лица, какие открыли производства?


Основной льготой, предоставленной Декретом, является освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость некоторых товарных позиций, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд субъектов хозяйствования. И на первый взгляд статистика–2012 обнадеживает. На территории Минской области льготами воспользовались 988 организаций. Только за январь — март текущего года — еще почти столько же (856). За минувший год они ввезли товаров на 321,8 млрд. рублей, с начала 2013–го — на 260,9 млрд. Но, как показывает анализ Комитета госконтроля, большинство использовали льготы... для ввоза исключительно импортного автотранспорта: легковых машин, грузовой и строительной техники. В прошлом году этим занимались 96,6 процента (955 организаций), они ввезли машин на 301,6 млрд. руб. В этом — сопоставимы и процент, и суммы: 96,8 и 239,67 млрд. рублей.


Как выяснилось, в большинстве случаев техника вовсе не использовалась в собственной производственной деятельности. Схема проста. Одно частное предприятие ввозит около полусотни грузовых машин и сдает в аренду другим субъектам. Второе — поступает так же, при этом директорами обоих предприятий — арендатора машин и арендодателя — является одно и то же лицо. Технику импортировали и те, кто вообще не занимался какой–либо деятельностью. С какой целью, догадаться нетрудно: перепродажа и сдача в аренду.


Виктор Трушин, начальник управления Комитета госконтроля Минской области, обращает внимание на любопытную тенденцию «переезда» бизнеса из Минска. Только за 2 месяца 2013 года из столицы в регион переместились 69 юридических лиц. Они, как и вновь зарегистрированные субъекты, предпочитают Минский, Смолевичский, Воложинский, Дзержинский районы. Перемещение, как правило, происходит только на бумаге и ограничивается регистрацией в местной налоговой инспекции. Поразительно: оказалось проблематично обнаружить местоположение 286 субъектов хозяйствования из 360, деятельностью которых интересовался госконтроль. Не нашлось даже договоров аренды, которые могли бы указать адреса!


В общем, говорить о массовом открытии новых производств и создании рабочих мест не приходится. В своей нынешней редакции Декрет № 6 не играет должной роли в стимулировании хозяйственной деятельности на территории малых поселений в сельской местности. Одно из предложений Комитета госконтроля — исключить автотранспорт из «льготного» списка, оставив в нем лишь то, что действительно нужно для производства и услуг. Мониторинг за соблюдением требований Декрета продолжится.


Виктор ПОНОМАРЕВ, «СБ».


Распорядиться тем, что имеем


Если схематично нарисовать портрет нашего бизнесмена, то перед нами предстанет житель Минска или Минской области, занятый торговлей, реже — оказанием услуг. Это неправильно, нехорошо, перекос, но закономерно, полагает Виктор Маргелов, сопредседатель Союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства:


— У нас превалирует, как всегда, формальный подход: приняли один хороший декрет, дали преференции бизнесу в сельской местности и теперь ждем, что все, как по мановению волшебной палочки, изменится к лучшему. И как грибы после дождя у нас начнут появляться современные технологичные предприятия в регионах. Но чудес не бывает. Вместо одной проблемы возникла другая — льготы стали использовать как лазейку для извлечения выгоды. Потому что на самом деле для развития производства нужно иметь уникальное сочетание важнейших факторов: передовых технологий, «длинных» денег, квалифицированных кадров и свободных рынков сбыта.


И что же из перечисленного у нас имеется?


Деньги. В лучшем случае кредит можно получить под 25 процентов годовых года на три. В каком производстве реально окупить столь дорогие и «короткие» деньги? Притом новые предприятия в глубинке по Декрету № 6 получили достаточно скромные льготы. Наравне со всеми платят налог на добавленную стоимость и подоходный, которые составляют львиную долю налоговой нагрузки. Освобождены от налога на прибыль первые 7 лет, то есть в период инвестирования, когда этой прибыли в принципе не может быть. В Европе бизнес при открытии производства 7 лет вообще не платит никаких налогов.


Кадры. Оператора ЭВМ, хорошего электрика в глубинке найти проблема. Конкретный пример. На весь город Кричев, 29 тысяч населения, имеются: один специалист по холодильным установкам и единственный — по кассовым аппаратам. Значит, службы занятости должны готовить кадры за счет бюджета под производственные потребности бизнеса. Только так можно справиться с кадровым голодом в регионах.


Недвижимость. Большинство производственных предприятий у нас развивается на арендованных площадях. Есть масса примеров, когда такие договоры аренды заключаются на год. Год истек — и станки, и оборудование могут выбросить на улицу. Причем получить помещение в собственность трудно не только в Минске и крупных городах. В Могилевской области 5 лет ходатайствуем о продаже полуразвалившегося помещения и все время получаем уклончивые ответы. На мой взгляд, происходит это потому, что чиновники боятся брать на себя ответственность и передавать имущество бизнесменам. Потому что если хорошо распорядиться имуществом — в лучшем случае дадут премию, а если сочтут, что продешевил, — лишат должности. Вот и не хотят ничего делать.


Технологии. По–моему, у нас отсутствует связь бизнеса с наукой. Как–то мы планировали развивать производство продуктов питания. Увидели на сайте Академии наук рекламу новых продуктов из картофеля. Обратились: продайте нам, мы запустим в производство. И получили ответ: вы нам неинтересы. Мы ждем крупного инвестора. Это, кстати, еще одна важнейшая проблема. В стране абсолютная монополия крупного государственного бизнеса. Он доминирует на всех рынках сбыта, неохотно делится заказами с малыми предприятиями, хотя на кооперации малого и крупного бизнеса строится экономика всех европейских стран. Малому предприятию практически невозможно выиграть тендер, получить заказ и сбыть продукцию. Все это, вместе взятое, и тормозит развитие производственного бизнеса. И, кстати, не только в глубинке.

 

Советская Белоруссия №80 (24217). Вторник, 30 апреля 2013 года.

Авторы публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ, Аэлита СЮЛЬЖИНА

 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Год назад был принят Декрет № 6, на который возлагались немалые надежды...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика