Замечательные магазины были в моем детстве. Все. С пустыми полками и скудным выбором игрушек. На полках стояли грузовик, самосвал, кубики и набор для выжигания. Еще можно было купить гуашь и альбом для рисования. Лично я дрожала при виде журналов с куклами. Их нужно было вырезать и наряжать в картонные платья. Причем наряды мы сами рисовали, закрепляя их на модели специальными ушками. Что–то еще помню про странного вида плюшевую утку, ядовито–бордового цвета и затертого до дыр Филю. Но самыми веселыми забавами были игры, возникающие из ничего. Вспоминая их, я понимаю, какими необычными мы были детьми. Я рассказываю об этих играх своей дочери, и она тут же забрасывает куда подальше все гаджеты и пищит от восторга, потому что мы вместе заштриховываем простым карандашом монетки и листья, спрятанные под лист бумаги.
В моем детстве было много копеек: двушки, сытые пятаки, серьезные по детским меркам двадцатки... Положишь монеты в рядок, заштрихуешь — и получается картина. А потом можно вырезать и играть в магазин. Жалею только, что не сохранила мелочь. Сейчас приходится раскрашивать литы и латы.
Мы вместе готовим жженый сахар в ложке — самое доступное угощение моего детства. И вкуснее ничего не было, нет и не будет. Разве только вареная сгущенка собственного приготовления. Эх, нужно как–нибудь рискнуть и показать, как банка взрывается, пока мы еще ремонт не сделали. Ах, был ведь еще торт из печенья «К чаю» и сладких сырков! В ближайшее время реализую!
Проходя в магазине мимо детского домика–палатки, вспомнила, как мы строили жилище из пустых коробок, стульев и подушек. Завесив вход покрывалом и включив фонарик, можно было рассказывать страшные истории про черную руку и красное пятно. А потом сделать брызгалки из бутылок от шампуня и весело облиться с головы до ног. Стать под дерево, чтобы кто–то потряс ветку и на тебя посыпались листья, еще веселее — яблоки. Зимой нужно упасть в снег и отпечататься в сугробе, а если поднять несколько раз руки вверх и опустить вниз, то получится фигурка ангела.
Зарыть секретики! Это была настоящая мания. Мы находили красивое стеклышко или пластмассу необычного цвета и, откопав ямку в земле, складывали туда лепестки роз, плоды все того же шиповника, сломанную пуговичку, записочку с картинкой и еще всякое разное. Потом прикрывали все это стеклышком, забрасывали землей и ставили метку в виде веточки или камешка. Только близкой подружке можно было показать, где зарыт секретик. Или если хотелось с кем–то подружиться, то я подходила и говорила: «Хочешь, покажу тебе свой секретик?» И мы неслись сломя голову через весь двор в укромный уголочек откапывать тайну.
А еще можно найти муравейник и оставить в нем травинку, а потом пробовать муравьиную кислоту. Есть заячью капусту и пугать других детей историями про волчьи ягоды. Сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп. Жевать травинки, особенно вкусные у самого основания. И откусывать цветки клевера, добывая мед. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен и накрасить губы черникой. И нанизать чернику на травинку вперемешку с земляникой — получился шашлычок. Или бусы, или браслет. Желудей насобирать, засушить между страничками книжки гербарий. Найти потом все это зимой и нюхать, вспоминая о лете.
А еще хитрым способом из серы спичек можно сделать фосфор, намазать им руки и светиться в темноте. И вообще — спичечный коробок в моем детстве был универсальной вещью. Сколько всяких поделок из коробков получалось! Сколько жуков и божьих коровок там побывало! Хотя с коровками нужно по–другому. На кончик пальца ее — и: «Божья коровка, лети на небко, там твои детки кушают конфетки, чаем запивают, тебя поджидают!»
Классики на асфальте и битки из гуталиновых банок. Резинки и ножики. Игра в генерала и в казаков–разбойников. Завести дружбу с мальчишками и бросать карбид в лужи. А потом насобирать листиков, цветочков и устроить игру в магазин с девчонками. И все вместе — в выбивалы и в Али–Бабу.
— Машка, вынеси воды, а то если я пойду к себе, меня родаки домой загонят!
— Ребя, айда!
И все понеслись сломя голову. Куда? Навстречу радости. Хотя ее и искать–то не нужно было. Радость наполняла собой весь эфир и была вокруг и внутри этого самого нашего детства, где веселые игрушки не делались в Китае. Они брались из–под ног, из головы, из травинок и забавных слов, которые, когда повторяешь бесконечное количество раз, получаются совсем другими.
Самое веселое и сейчас не продается в магазине. Самому веселому мы учим наших детей. И они потом будут взахлеб вспоминать, как классно было все организовано в их детстве. И все это они сами придумали. Ну... с небольшой подсказкой своих лучших в мире родителей.
Т.С.
Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.