Все мы — покупатели. И не однажды слышали призыв: «Покупай свое!» Понятно, что кофе и экзотические фрукты у нас не растут. За эти продукты хочешь не хочешь придется раскошеливаться перед иностранными производителями. Но вот в остальном — всегда ли можно без проблем найти на прилавках собственные аналоги зарубежных товаров? Оказывается, нет! Не зря недавно Министерство торговли обратилось с обратным лозунгом к тем, кто находится по другую сторону прилавка: «Продавай свое!»
Этот тезис прозвучал на выездном заседании коллегии Министерства торговли в Витебске. Там же подвели итоги работы отрасли за первый квартал 2013–го. В целом они положительные. К примеру, один из главных показателей — розничный товарооборот вырос на 19 процентов. Но обольщаться не стоит. Ведь за отчетный период белорусских продовольственных товаров реализовано лишь 82 процента от объема, проданного в первом квартале года минувшего. Непродовольственных — и вовсе 55. Во время посещения одного из больших сетевых супермаркетов в Витебске члены коллегии обратили внимание: носки, привезенные из Узбекистана, продаются, а белорусских — нет... Министр торговли Валентин Чеканов уверен, что белорусский товар на прилавках должен быть всегда. Отвечать за это обязаны не только владельцы торговых сетей и директора магазинов, но и профильные областные управления, райисполкомы. А уже покупатель пусть сам выбирает, что приобрести. Импорта бояться не нужно. Хотя к импортерам возникают и вполне обоснованные требования. Купил зарубежный товар — поработай на экспорт, вывези белорусский за границу.
Понятно, что не все в этой ситуации зависит от торговли. Не всегда ценовая политика наших заводов и фабрик привлекательна. Возьмем, к примеру, два 32–дюймовых телевизора с аналогичными характеристиками. Белорусского брэнда и корейского, собранного в России. Отпускная цена второго окажется на 1 миллион рублей ниже. Естественно, его купят охотнее. Не говорю уже про некачественный товар... Такой сегодня не удастся сбыть даже самому продвинутому продавцу. Неконкурентоспособные вещи не нужны грамотному и разборчивому покупателю. Порой руководителям некоторых предприятий приходится заявлять открытым текстом: «Нельзя больше делать то, что вы выпускаете. Обновляйте ассортимент, дайте нормальное качество!»
Есть, к примеру, претензии к столичным «Горизонту» и «Коммунарке», гомельскому «Спартаку»... Из положительных моментов участники коллегии отметили появление в Витебске большого торгового центра «Марко–Сити». Раскрученные зарубежные брэнды и лучшие местные там соседствуют на равных. Порадовал ассортимент магазина «Витебский лен». Он подтверждает, что модернизацию Оршанского льнокомбината затеяли не зря. Еще одно перспективное направление — центр «ВитебскАвтоСити». Он только строится у выезда на Оршу и Лиозно. Кроме рынка по продаже новых и подержанных авто, там появится СТО, где можно будет установить приобретенную рядом сертифицированную запчасть. В Беларуси еще достаточно много автомобилей ремонтируют в подпольных автосервисах. И деньги в тени, и безопасность хромает.
Да, за последнее время наша торговля изменилась, стала более современной. Но появилось и много проблем. Какую ответственность, к примеру, предусмотреть за несвоевременный расчет с поставщиком товара? Какую долю рынка должны занимать крупные сетевики? Предполагается, что «правила игры» пропишут в новом Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Минторг готовил его вместе с депутатами, союзами предпринимателей. До сих пор он вызывает споры. Хочется верить, что в итоге будет принято взвешенное решение, которое улучшит нашу торговлю, сделает ее более цивилизованной и удобной. Для всех — и покупателей, и продавцов.
Советская Белоруссия №93 (24230). Пятница, 24 мая 2013 года.