Нужный билет. 21.by

Нужный билет

19.06.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как корреспондент “НГ” кондуктором работала, и почему “зайцы” к дверям жмутся

Новички, только что пришедшие работать кондукторами и желающие заработать легкий хлеб, часто теряются после первого рабочего дня, а многие умоляют: “Увольте, не могу здесь работать!” Некоторые же годами обилечивают пассажиров и неизменно говорят: “Я люблю свою работу!” Корреспондент “НГ” попыталась выяснить, легко ли быть кондуктором.

Тест на профпригодность

“Многие приходят к нам с убеждением, что работа кондуктора легкая и не требует никаких усилий”, — рассказывает Людмила Ковалева, начальник отдела выручки и  реализации билетной продукции филиала “Трамвайный парк” государственного предприятия “Минск-транс”. Но так кажется только со стороны. По-этому перед тем как отправить новичка на линию, ему задают вопросы, ответы на которые сразу определяют профпригодность.  Например, если на вопрос “Как вы отреагируете на оскорбления со стороны пассажиров?” желающий стать кондуктором ответит, что начнет огрызаться в ответ и тоже грубить, ему откажут в трудоустройстве. Ведь главное правило работы — сдерживать себя, не вступать в конфликт.

“Кондуктор — это еще и психолог, — продолжает Людмила Анатольевна. — И у нас есть настоящие профессионалы своего дела, которые отлично выполняют свои обязанности. Таиса Босая работает кондуктором в трамвае почти семь лет. Она была первой, кто начал работать на третьем маршруте”. “Мне нравится моя работа, общение с людьми, — говорит Таисия. — Я знаю, что главное оружие кондуктора против негатива — хорошее настроение, вежливость и терпение, а любые конфликты перевожу в шутку”. Из-за сложности работы текучесть кадров сегодня большая.  Но есть и плюсы у этой профессии — каждый может сам выбрать удобное для себя время работы: чередовать первую и вторую смены, трудиться только в первую или только во вторую. Работать можно на ставку, на половину и на четверть — это вариант для студентов, которых часто можно увидеть с лентой билетов в городском транспорте. Заработная плата на ставку в среднем составляет 5 млн рублей при выполнении плана: выручка от продажи талонов и проездных — главный  источник заработка.

Сумка, где деньги лежат  

Моя смена началась относительно поздно — в 6.01 утра выезд из трамвайного парка. Иногда кондукторам приходится вставать к служебному автобусу в два и три часа ночи. В трамвайном депо не только водитель, но и кондуктор проходит медицинское освидетельствование. Алкоголь в крови недопустим.  Одеваю желто-синюю жилетку, беру с собой сумку для денег, мелочь для сдачи и самый главный документ — билетно-учетный лист кондуктора, в котором указываются данные о продолжительности маршрута, сумма выручки, количество проданных проездных и многое другое. Водитель Ушолик Наталья уже ждет меня в 62-м трамвае. 

Знай  город

Рано утром в трамвае не жарко, людей немного. Но ближе к семи часам количество пассажиров на каждой остановке увеличивается, а у станций метро растет в геометрической прогрессии. В вагоне  становится тесно и жарко. Проталкиваешься сквозь толпу, повторяя одну из “фраз дня”: “Извините... Разрешите... Можно я пройду?”. Люди расступаются, кто-то никак не реагирует. “А как доехать до больницы? А куда идет трамвай?” —  часто спрашивают пассажиры. Нужно постараться быстро ответить.

Внимательность и вежливость

Прохожу мимо пассажиров со второй “фразой дня”: “Оплачиваем проезд. Проезд у всех оплачен?” Нужно быть внимательным, постоянно следить, кто вошел в трамвай, кто уже оплачивал проезд или предъявлял проездной документ. Признаюсь, что на первом кругу  у меня в голове была лишь одна мысль: правильно посчитать сдачу.  Из проколов — несколько раз обращалась к одним и тем же пассажирам за оплатой проезда. Многие злились, возмущались, а мое кондукторское “извините”, даже с “пожалуйста”, не всегда  смягчало пыл растревоженных людей. “Смотреть надо, помнить надо! Лишь бы деньги вытащить!” — слышались упреки  в мой адрес. Но не всегда излишняя проверка  — это ошибка. Относительное равнодушие кондуктора —  это  спасение для “зайцев”.  За одну смену я многому научилась. Некоторые недобросовестные пассажиры прячутся возле стенок  и у выхода, задумчиво, отстраненно смотрят в окно, разговаривают по телефону  и игнорируют просьбы кондукторов оплатить проезд.

“Заяц” одной остановки” встретился мне и на следующем кругу. Молодой человек долго  выбирал, что послушать на iPhone. Спрашиваю: “А что у вас за проезд?”

— Я еду одну остановку! Очень спешу. Сейчас выхожу.

— Но ведь в метро вы тоже платите за одну остановку!

Раскрасневшийся парень вытащил из кармана смятые деньги за проезд.

— Спасибо.

— Угу.

Правила безопасности

В Серебрянке в вагон вошел мужчина, стал возле выхода на ступеньки, залюбовался  улицей через стекло. Как советуют кондукторы, нужно всегда дать время пассажиру, зашедшему в салон, подготовиться, достать талончик или проездной. Возвращаясь в хвост трамвая, специально подхожу к самым дверям, где на ступеньках притаился любитель городского пейзажа: “А что у вас за проезд?” Его ответ, граничащий с хамством, словно зажег красную лампочку в голове: накалять обстановку не стоит. Пассажиры за кондуктора редко заступаются. Увы. Ездить мы хотим в удобных, чистых и работающих как часы трамваях, автобусах, троллейбусах, но ведь это не может быть бесплатно?

Конечно, бывают случаи, когда на наглость, грубость невозможно закрыть глаза. Пару лет назад, вспоминаю, на остановке на Куйбышева зашел, покачиваясь, мужчина. В одной руке держал открытую бутылку вина, а в другой — помидор. Прямо в вагоне он распивал спиртное, отказывался оплачивать проезд, оскорблял кондуктора, будто встретил самого ненавистного врага. И в этой ситуации другие пассажиры не остались в стороне. На следующей остановке дебошира высадили. Он сопротивлялся, пытался из звуков составить членораздельные слова. Оказалось, он требовал, чтобы ему вернули бутылку вина и помидор — оставил в трамвае... Вскоре  горе-пассажир плелся по тротуару, злобным взглядом и выкриками провожая трамвай. Но с бутылкой и красным помидором...

Обязательные качества

К концу смены солнце уже припекало настолько сильно, что жилетка казалась шубой, а вагон баней. “А в жару еще хуже! Форточки совсем узенькие, люки открываются чуть-чуть, кондиционеры не во всех трамваях есть”, — рассказывает Таисия Босая. “Подойдешь к окну и хватаешь воздух, как рыба на земле. Зато и я, и водитель с южным загаром еще в июне”. Зимой холодно. А самое комфортное время года для работы — весна и осень до первых холодов. Передвигаюсь по вагону в надежде, что все-таки мою яркую жилетку заметят и не придется лишний раз произносить: “Оплачиваем проезд!” Четыре с половиной круга закончились в 15.17. За день выручка с продажи билетов, талонов и проездных составила 710 тысяч рублей. Подсчитать, сколько должно быть денег, помогают записи на выезде и каждой конечной станции  — время и номер последнего билета на ленте. Перед сдачей денег в кассу кондукторы пересчитывают выручку и раскладывают по номиналу купюры. Рабочий день окончен.

Доверяй, но проверяй

Несколько девушек в мою смену долго искали деньги в бездонных сумках. “Приготовьте деньги к оплате проезда, я позже подойду!” Это было ошибкой. Когда вернулась, их след простыл. 

На собственном опыте убедилась, что пересчитывать деньги нужно, даже если пассажир говорит “Без сдачи!”. И дело не в том, что кондуктора хотят обмануть.  Люди не роботы, и, считая мелочь, можно ошибиться. Не один раз мне платили “без сдачи” с недостачей  — триста, пятьсот,  семьсот рублей.

Плата за комфорт

Увы, плата за проезд, как и ценники в целом, потихоньку идет вверх. Инфляция. Недавно  и проезд в столичном транспорте подорожал до двух тысяч рублей (последнее подорожание было в октябре прошлого года). Нужно учитывать, что полная стоимость одной поездки — 5273 рубля, то есть мы оплачиваем чуть больше трети. Но ведь и на эту сумму раскошеливаются не все. По данным  “Минсктранса”,  только за первые четыре месяца этого года было оштрафовано более 57 тысяч пассажиров-безбилетников на общую сумму 1,2 млрд рублей.

За свою рабочую смену я убедилась, что подавляющее большинство пассажиров добросовестно покупают билеты. И это не зависит от возраста, пола или достатка, это зависит от совести.

Вот и на последнем кругу маршрута, когда я проходила из одного конца трамвая в другой, одна старушка, собиравшаяся выходить, обратилась ко мне: “А вы у меня забыли за проезд деньги взять. Тут без сдачи, — улыбнулась пассажирка, — а то я уже выходить собираюсь”.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как корреспондент “НГ” кондуктором работала, и почему “зайцы” к дверям жмутся
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика