Чиновники высокого уровня заявляют то и дело, что людей, ведущих асоциальный образ жизни, необходимо привлекать к труду — общественному или на производстве. Что это — забота о налогоплательщиках, которые содержат социальную сферу, или кампания по возвращению принудительного труда?
Ведущих асоциальный образ жизни граждан нужно более активно привлекать к общественному труду, заявил 21 июня председатель Мингорисполкома Николай Ладутько на выездном заседании комиссии по организации взаимодействия городских властей и правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, коррупцией и наркоманией.
«Следует констатировать, что мы недостаточно занимаемся этой категорией жителей. И в первую очередь есть недоработки на местах. Здесь необходима координация усилий правоохранительных органов, районных администраций, коммунальных служб, пунктов общественного порядка», — цитирует Ладутько БЕЛТА.
В частности, предлагается привлекать ведущих асоциальный образ жизни граждан к устройству газонов, ликвидации надписей на стенах, благоустройству территорий.
Сцена, когда бомжей и пьяниц организовывают мыть стены и мести улицы, вам ничего не напоминает? Из хорошо памятного даже молодому поколению советского прошлого…
Согласен с тем, что людей, ведущих асоциальный образ жизни, необходимо «заставить работать» и вице-премьер Анатолий Тозик.
«Надо создавать такие рабочие места, где они смогут зарабатывать деньги. Государство должно заботиться о тех людях, которые в силу разных причин не могут объективно себя обеспечить. Когда здоровый человек с руками и ногами не хочет работать, это его проблемы. Я не разделяю подходы, когда бомжей кормят, поят, дают одежду, а они снова идут на свалку. Их тоже надо заставить работать, чтобы хотя бы обеспечивали самих себя. Иногда мы слишком добры к этой категории граждан», — сказал Тозик 20 июня в Минске, отвечая на вопрос БелаПАН.
Социальное иждивенчество раздражает не только вице-премьера, однако настораживает, что идеи высокопоставленного правительственного чиновника вновь вступают в конфликт с Основным законом.
Как отметил в комментарии для Naviny.by председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, возникает вопрос о правомерности идеи принудительного труда, о чем собственно и говорили Ладутько и Тозик. Ведь Конституция Беларуси предоставляет свободу трудоустройства.
В статье 41 написано: «Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении». Есть еще международные документы, которые принудительный труд также запрещают. Например, Всеобщая декларация прав человека, Конвенции Международной организации труда о запрете принудительного труда.
Между тем, в Беларуси элементы принудительного труда уже применяются в законодательном порядке. Они, в частности, прописаны в декрете № 29, который перевел большинство работников на контракты. Фактически принудительно работают обязанные лица по декрету № 18. Недавний декрет № 9 запретил увольняться работникам модернизируемых предприятий деревообрабатывающей отрасли.
Риторика чиновников, которые во всеуслышание говорят о возвращении к практике привлечения к принудительному труду, отражает их советское мышление, подчеркнул Александр Ярошук.
«Мне непонятно, как в одной голове могут уживаться такие противоречивые идеи: наши чиновники не отрицают развития рыночной экономики в Беларуси, а также то, что мир глобализируется. А это подразумевает наличие прав и свобод в сфере труда. При этом у нас ведутся разговоры о принуждении к труду. Мне удивительно, как чиновники такого высокого уровня могут озвучивать подобные идеи публично?», — недоумевает Ярошук.
Попытка заставить асоциальных личностей работать на общественных или оплачиваемых работах, скорее всего, не увенчается успехом, считает собеседник Naviny.by. Или милиционеры еще и бомжей, вслед за горе-родителями, будут водить на работу за ручку?