Мир, в котором я живу, называется мечтой
29.06.2013
—
Новости Общества
|
Уход в виртуальную реальность — попытка бегства от скучного “я”? Люди, страдающие компьютерной зависимостью, не бьют своих детей, не скандалят с женами или мужьями. Они не имеют привычки каждый вечер после работы спешить в ближайший магазин за бутылкой водочки, которая поможет скоротать вечер в кругу семьи. И не ходят “налево” в попытках вдохнуть жизнь в устоявшиеся отношения. Однако толку от подобной самодисциплины — чуть, когда человек, живущий в социуме, выпадает из него на дни, недели, месяцы и даже годы. Когда мир по ту сторону экрана монитора заменяет ему все: работу, жену, ребенка, секс. По данным различных социсследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 процентов пользователей во всем мире. Подобный диагноз уже принимается в расчет во многих западных и восточных государствах. Например, в Финляндии молодым людям, страдающим подобным недугом, предоставляют отсрочку от армии. Китай в 2008 году заявил, что собирается стать пионером в мире по официальному признанию этой пагубной страсти болезнью, и первым начал открывать клиники. В США не так давно тоже открылся центр помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. “...Мужу ничто не интересно. Он сутками сидит в интернете: на работе, потом дома. Если он вдруг раз в три недели соглашается погулять с сынишкой — для нас это уже громадное достижение!” “...Когда в новой квартире провели интернет, я выбросил телевизор. Считал это достижением: не буду теперь валяться на диване перед говорящим ящиком, больше движения, больше дел! В итоге постоянно сижу за компьютером, просматриваю ленту новостей, онлайн-трансляции, документальные и художественные фильмы, слушаю музыку, играю на бирже. Иногда мне кажется, что я как та белка в колесе — кручусь-верчусь и не получается спрыгнуть...” Чаще всего именно с такими жалобами обращаются к психологам подсевшие на киберкультуру белорусы в возрасте от 16 до 60 лет. Но компьютерная зависимость у нас считается не заболеванием, а всего лишь пагубной привычкой. Так есть ли возможность справиться с ней самостоятельно, без обращения к врачам? По каким признакам можно определить, что ты “попался в сети”? И из чего должна сегодня строиться профилактическая работа с подростками, чтобы завтра они не пополнили ряды виртуальных зомби? На эти и другие вопросы журналисту “НГ” ответила врач-психотерапевт городского психоневрологического диспансера Ольга ПРОКОПЬЕВА: — Сегодня большинство ученых приходят к выводу, что компьютерозависимыми не обязательно становятся только хорошо образованные мужчины светлой расы, использующие компьютер лишь в поисках информации. Современные данные указывают на то, что зависимыми от компьютера могут быть люди любой расы, пола в возрасте от 18 до 55 лет, в среднем с 15-летним стажем образования. Зависимыми от компьютера оказываются больше по социальным причинам, чем по интеллектуальным. Компьютерные технологии становятся все более доступными и разнообразными, поэтому вскоре такие характеристики, как возраст и образование, также утратят значение. Значительные социальные и профессиональные проблемы возникают, если использовать интернет в течение 20—25 часов в неделю. Независимые пользователи проводят 2—5 часов в неделю в интернете. Интернет-зависимые тратят в среднем от 8 до 40 часов в неделю.
— Да, это подтвержденный факт. Подобное расстройство проявляется в виде неврозоподобной головной боли, приступов судорог мышц со спазмами мышц лица. Возникают также нарушения зрения. Синдром хоть и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию таких типичных для эпилепсии отрицательных черт личности, как подозрительность, агрессивное отношение к близким, импульсивность и раздражительность. В целом интернет-зависимость может заострить существующие психологические или психиатрические расстройства. У многих пациентов выявлено сочетание компьютерной зависимости с социальными фобиями, навязчивостями, нарушением концентрации внимания, с депрессивными состояниями. Больные с депрессивными расстройствами, которые намного больше других испытывают страх предательства и нуждаются в социальной поддержке, используют интернет, чтобы преодолеть трудности межличностных взаимоотношений в реальности. Самое главное отличие интернет-зависимого человека от нормального — если в обычных ситуациях люди используют компьютеры для удобства, комфорта, то для “сверхувлеченных” тот же компьютер, который вовлекается в аддиктивное звено, становится все более значимым, все более удовлетворяющим эмоциональные потребности зависимых. Эмоциональные отношения с людьми нарушаются. Это отражается в уменьшении дружелюбности, в отходе от реальности, в росте изоляции от других людей, которые не входят в круг подобных любителей компьютерной техники. Сужается круг интересов. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Зачем читать книги и учиться грамотно излагать свои мысли на бумаге или при помощи печатного документа, если грамматику можно проверить в ворде, а остальное — посмотреть в Википедии?
— Этот вопрос остается открытым, потому что неизвестно, когда у пользователя наступит момент насыщения. Не будет ли очень поздно продолжать учиться или догонять уже упущенное? Не потеряет ли он социальный статус (отчисление из школы или высшего учебного заведения, увольнение с работы, потеря звания или положения), находясь в эйфории компьютерных игр? Нет никаких гарантий, что за период “чрезмерной заинтересованности” компьютером психика ребенка не будет повреждена.
— Это зависит от того, как далеко зашел процесс. Конечно, семья играет одну из первостепенных ролей в становлении личностных предпочтений ребенка. Но многое дают также школа, техникум, вуз. Я считаю, что учебные программы должны повысить уровень знаний молодежи об использовании персональных компьютеров. В связи с тем, что проблема зависимого поведения становится все актуальнее, целесообразно регулировать учебную нагрузку и активнее внедрять личностно ориентированный подход к образованию. Например, для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Полезно ориентировать детей на посещение спортивных секций, художественных кружков, факультативов, на получение дополнительного образования. Кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые не только требуют времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни. Но мы сейчас скорее ведем речь о профилактике интернет-зависимости. Когда дело уже сделано и человек не в состоянии контролировать себя, когда близкие уже никак не могут повлиять на его состояние, тогда приходит пора обратиться к врачам. В настоящее время многие исследователи считают весьма перспективным применение когнитивно-бихевиоральной терапии с целью формирования у пациентов новых способов поведенческих реакций. Но в некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для устранения абстинентного синдрома (составной части синдрома физической зависимости).
На заметку: Как отучить мужа от компьютерных игр?
|
|