Вот моя деревня.... 21.by

Вот моя деревня...

02.07.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Быстрица, моя малая родина

Это одна из 16 деревень Копачевского сельсовета Мстиславского района. Много поколений трудолюбивых людей творили ее славную историю, внесли свой вклад в ратные дела края и всей страны. Хочу рассказать о земляках, чтобы о них помнили грядущие поколения.

В 1777 году Быстрица была небольшой деревенькой в несколько хат, входила она в Чериковскую округу Могилевской губернии. Известно также, что в 1816 году в Быстрице было 4 двора и 21 житель. Земли вокруг деревни принадлежали помещице Козлинской. К 1909 году деревня уже насчитывала 12 дворов, 87 жителей. Административно она относилась к Старосельской волости Мстиславского повета Могилевской губернии.

Советскую власть в Быстрице установили в январе 1918 года. В 1921 году здесь было создано мелиоративное товарищество, а в 1931 году организован колхоз «Красный Октябрь». В деревне имелось три улицы с населением более 350 человек, начальная школа, клуб.

В Великую Отечественную войну с 14 июля 1941 года по 29 сентября 1943 года Быстрицу оккупировали немецко-фашистские захватчики, колхозное имущество и техника ими были разграблены, председатель колхоза убит.

Во время войны на фронтах погибло или пропало без вести более 30 моих односельчан. Скорбный мартиролог соседних деревень таков: Копачи — 21 человек, Асмоловичи — 56, Бастеновичи — 76, Кокотово — 24, Ширки — 42. Расскажу о некоторых погибших земляках. И прежде всего о генерал-майоре Красной армии Антоне Ивановиче Якимовиче, родившемся в 1883 году в крестьянской семье в деревне Кокотово. В 1923 году наш земляк закончил Высшую артиллерийскую школу. В Великую Отечественную войну с 1941 года воевал на Юго-Западном, Западном и Втором Белорусском фронтах. Был комендантом Литычевского укрепрайона в Украине и комендантом 154-го укрепрайона Московской зоны обороны, командиром 343-й дивизии, отличившейся в боях за Белосток и получившей почетное звание Белостокской. Дивизия наносила значительные потери врагу в живой силе и технике в Украине, участвовала в разгроме фашистов под Москвой, в Смоленской наступательной операции и наступательной операции «Багратион». При освобождении польского города Ломжа 25 августа 1944 года генерал-майор

А. Якимович погиб. Он награжден шестью орденами, многими медалями. Родная его деревня Кокотово была сожжена фашистами при отступлении. После войны ее восстановили. К большому сожалению, около десяти лет назад деревни не стало. Думается, что в честь ее славных земляков, живших там в разные эпохи, в частности, генерал-майора А. Якимовича следовало бы поставить памятник или памятный знак.

2 марта 1945 года на фронте в возрасте 36 лет героически погиб и мой отец Иван Стефанович Ларченко. После долгих поисков мне удалось найти место его захоронения — поселок Корнево Багратионовского района Калининградской области. Мы с матерью навещали дважды это место...

И. Ларченко воевал с 15 сентября 1943 года в 1158-м стрелковом полку 3-го Белорусского фронта, был наводчиком противотанкового ружья. Во время операции «Багратион» 25 июня 1944 года под Оршей его легко ранило, но мой отец не покинул поле боя. Он подбил немецкий танк и самоходку, мужественно отразил контратаку противника огнем из автомата. Затем сделал перевязку пятерым раненым бойцам, вынес их с поля боя вместе с личным оружием, за что был награжден медалью «За отвагу». О фронтовых буднях наводчика противотанкового ружья, насколько это было возможно, семья узнавала из писем. Отец просил меня как старшего сына помогать матери растить младшего брата и двух сестренок, хорошо учиться, надеялся на скорую встречу.

Отец участвовал в освобождении Минска. Полк, в котором он служил, был удостоен почетного звания Минский. Отличился он и в Восточной Пруссии, где не раз участвовал в штурме городов и крепостей. Правда, получить ордена Славы III и II степени, которыми он был награжден, отец не успел. Посмертно представлен к ордену Славы I степени. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в г. Минске хранятся документы, свидетельствующие о его мужестве, наградах, есть там и фотография отца.

В соседней деревне Залесье с войны не вернулся 41 человек. В их числе младший лейтенант, командир взвода стрелкового полка Фома Васильевич Ермолаев. Погибал он дважды, первый раз — от взрыва мины вражеского миномета, контуженный, засыпанный землей в окопе вместе с пулеметным расчетом. Отрыли пулеметчиков бойцы из соседней траншеи. После лечения Фома навестил семью в деревне Залесье и отправился догонять своих. Тем временем воинская часть, в которой он служил, подходила к границе Восточной Пруссии, где бои были особенно ожесточенными. Погиб Ф. Ермолаев 19 октября 1944 года в возрасте 32 лет в боях за город Голдап (Польша), был награжден медалью «За отвагу» и посмертно представлен к ордену Отечественной войны II степени. Похоронен на кладбище солдат Советской армии в окрестностях н.п. Вронки.

Память о своем отце, его письма с фронта бережно хранит сын Владимир Фомич Ермолаев, кандидат исторических наук, доцент, член Союза писателей Беларуси. Он постоянно навещает места своего детства и ранней юности. Как-то он написал:

«Понравятся мне дальние, хорошие края, но будет звать всегда меня Мстиславльщина моя. Эх, родина, ты, родина, забыть тебя не смог. По ней ведь столько пройдено дорожек и дорог».

Достойно и мужественно прошел по военным дорогам, встретил победу в Берлине уроженец деревни Быстрица Иван Васильевич Титов, подполковник, профессиональный журналист. В 1941 году закончил Ташкентское пехотное училище, участвовал в походе советских войск в Иран, в обороне Москвы, в освобождении городов и сел Румынии, Болгарии, Югославии, города Будапешта. Трижды был ранен, в марте 1944 года отличился при форсировании Днепра и Южного Буга, за что был награжден орденом Отечественной войны I степени. Награжден также орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями. После увольнения в запас продолжал активную журналистскую работу. Автор ряда документальных повестей.

Тяжело вспоминать, как трудно приходилось выживать сельчанам в военные годы. Фашисты сжигали целые деревни, забирали имущество, любую живность. Угоняли молодежь в рабство в Германию. Мы, дети, вместе с матерью Ольгой Ефимовной от фашистов прятались в лесистых болотах торфоартели «Белый мох». Хата наша была сожжена, жили у соседей, спали впятером поперек кровати. Потом мать на мизерную пенсию за погибшего отца построила небольшую хату. Чтобы выжить, весной босоногими собирали мерзлую картошку на колхозном поле, а летом — грибы, ягоды, варили и ели крапиву, щавель, лебеду. Пасли колхозный скот, помогали заготавливать сено, силос, убирать урожай зерновых. Сложное это было время: не хватало одежды, обуви. Несмотря на это, все оставшиеся в живых старались трудиться во имя одной цели — дождаться конца войны. Все это вспоминается мне, когда случается быть в родной деревне.

Неблагоприятно складывается в последнее время демографическая ситуация на моей малой родине. Уже нет в Копачевском сельсовете деревень Глазовщина, Здерщина, Куликово, Слободка, Хлыщево, поселков Городец, Козинский. Все меньше жителей остается в деревнях Залесье, Асмоловичи, Ширки и в моей родной Быстрице. В последней было 70 домов, пустуют 45. Очевидно, что ветераны войны и труда, все сельчане нуждаются в улучшении медицинского обслуживания. Они надеются на открытие в деревне Копачи больницы, а в Бастеновичах — фельдшерского пункта. Думается, земляки заслуживают этого.

Владимир ЛАРЧЕНКО, заслуженный ветеран органов внутренних дел, майор милиции в отставке

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Быстрица — одна из 16 деревень Копачевского сельсовета...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика