Экс-кандидат в президенты Беларуси Николай Статкевич второй раз за все время заключения смог увидеть свою жену Марину Адамович. Их свидание состоялось 2 июля в могилевской тюрьме № 4, сообщает сайт www.statkevich.org.
По словам Адамович, это была двухчасовая встреча через двойное стекло, с мужем они общались по телефону
«За все время заключения Николая, а это уже более двух лет и семи месяцев, я только однажды имела возможность оказаться рядом с ним, дотронуться, обнять: в декабре 2011 года, еще в Шклове, более полутора лет назад», — рассказала жена политика.
По ее словам, Статкевич не изменился — «такой же уверенный в себе, спокойный, сильный и очень позитивный».
Не изменилась и система ценностей Статкевича, отметила Адамович.
В частности, комментируя инициативу бобруйских общественных активистов, которые призывали граждан слать осужденным письма с предложением написать на имя Александра Лукашенко прошение о помиловании, Статкевич заявил: даже если вся демократическая общественность попросит его об этом, он на это не пойдет.
Жена заключенного политика также сообщила, что письма до него в последнее время почти не доходят.
«Николай пошутил, что, возможно, это месть за его оценку доклада господина Палецкиса (Статкевич осудил отчет докладчика Европарламента по Беларуси, в котором говорилось об улучшении ситуации с правами человека в Беларуси. — БелаПАН), которая попала в СМИ, и письмо к литовскому премьеру (в нем Статкевич призвал Альгирдаса Буткявичюса отказаться от встреч с белорусским руководством. — БелаПАН)», — сказала Марина Адамович.
«Еще одна болезненна тема, которую мы затронули, — это работа по «затиранию» требований европейцев о полной реабилитации жертв политически мотивированных приговоров, которая сейчас ведется не столько в Европе, сколько здесь, в Беларуси. Какими бы высокими словами и мотивами она ни прикрывалась, Николай назвал это «расчетливым предательством», потому что это «закладывает основу под новые преступления, делает возможным и захват новых заложников». Он очень просил озвучить его позицию», — подчеркнула Адамович.
Она добавила, что Статкевич высоко ценит тех «политических», кто сейчас за решеткой, «считает этих замечательных сильных людей потенциальными новыми лидерами». «Даже пошутил, что, возможно, какие-то тайные сторонники демократии во власти, наблюдая за раздраем в демократических кругах, решили создать ситуацию «кастинга», чтобы общество могло выбрать», — отметила жена экс-кандидата.
Николай Статкевич — единственный кандидат в президенты на выборах 2010 года, который до сих пор находится в заключении. В мае 2011 года суд Ленинского района Минска приговорил его к шести годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в день выборов президента, 19 декабря 2010 года. Политик отбывал наказание в шкловской колонии № 17, однако в январе 2012 года ему ужесточили условия отбывания наказания, переведя в могилевскую тюрьму. Администрация шкловской колонии посчитала, что Статкевич «не встал на путь исправления», «к условно-досрочному освобождению не стремится» и по отбытии наказания намерен «вести преступный образ жизни».
Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что его оппоненты, находящиеся в заключении, могут быть освобождены при условии, если напишут прошение о помиловании. По информации Марины Адамович, Статкевичу неоднократно предлагали написать прошение. После отказов это сделать давление на него всякий раз усиливалось.
20 декабря 2011 года Николай Статкевич и Марина Адамович, которые до этого находились в гражданском браке, заключили официальный брак в шкловской колонии. Тогда же состоялось их первое свидание, которое длилось сутки.