Поворот на ноль градусов. 21.by

Поворот на ноль градусов

26.07.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Во многих странах после введения нормы о конфискации автомобилей количество пьяных за рулем сократилось вдвое. Сработает ли это в Беларуси?

То, о чем так много говорили и писали, наконец, легло на бумагу. Любителям сесть пьяными за руль с 24 октября не поздоровится — это уж точно. В принципе, ничего нового из озвученного ранее в принятом законе нет. Конфискация авто. Ужесточение уголовной и административной ответственности… Зато какие начались жаркие дебаты: а зачем, куда поставят конфискованную машину, может, нужно возвратить институт доверенности, а что, если авто угнали и т.д.? И на фоне всей этой шумихи лишь изредка слышится тихая музыка здравого смысла: «Спасибо за документ. Давно уже пора было перекрыть кислород этим убийцам за рулем». Чтобы ответить на самые злободневные вопросы и еще раз обозначить проблему в цифрах и фактах, в пресс-центр БЕЛТА пришли специалисты сразу трех ведомств — Генпрокуратуры, УГАИ МВД и Следственного комитета.

Более сильный аргумент

— Для уяснения всех нововведений у водителей остается ровно три месяца. Затем начнется правоприменительная практика, и никто уже не сможет сказать: мол, я не знал, что за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения авто конфискуют. Эти меры — адекватный ответ на ситуацию, складывающуюся в последние годы на дорогах страны. Представьте только: 20 % всех ДТП с гибелью людей совершают пьяные водители, примерно столько же случаев с нанесением телесных повреждений. По их же вине, — говорит Владимир Турко, начальник управления по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генпрокуратуры. — Шесть лет назад впервые ввели уголовную ответственность за управление в пьяном виде, но должного эффекта эта мера не принесла. До 2012 года шел постоянный рост таких судимостей, и в прошлом году этот показатель достиг своего максимума — 5000 осужденных. Получалось, что ни штрафы, ни лишение прав не могли остановить таких горе-водителей от пьяных поездок. Девяносто процентов из них, уже находясь под наказанием, снова садились за руль. В итоге гибли невинные люди… Очевидно, что эту волну нужно было сбить более сильной мерой наказания — конфискацией.

В Генпрокуратуре недовольство этим пунктом ожидали. Мол, посягнули на людскую собственность… Но разве можно ставить на одни весы жизнь человека и чью-то машину, задается риторическим вопросом Владимир Турко. Во-первых, автомобиль не конфискуют с первого раза. Но если второй раз за год сел за руль подшофе, обижаться не на кого. Представитель Генпрокуратуры уверен: эта мера заставит многих серьезно задуматься, а стоит ли отдавать свою машину другому человеку, есть ли у него права, наконец, трезв ли он? Более того, закон дает возможность раз оступившемуся водителю осознать все и исправиться: стимул выбран достаточно весомый.

— Возможные варианты и алгоритмы того, как будут изыматься у нарушителей автомобили, пока еще готовятся. Но уверяю вас, в кратчайшие сроки суды отработают этот механизм, — убежден Владимир Турко. — Что будет с конфискованной машиной, где она будет храниться и реально ли будет ее выкупить? Ответы на все эти вопросы можно будет найти в положении Совета Министров, которое разработают чуть позже. Возможно, мы вернемся и еще к одному важному моменту — целесообразности введения доверенностей.

За рулем — тысячи убийц

Каков же масштаб вреда, наносимого пьяными водителями в Беларуси? Ежедневно на дорогах страны по их вине получают травмы или гибнут 2 человека. В 2012-м нетрезвые водители не оставили никаких шансов на жизнь 181 человеку, в этом — 35. Статистика задержаний ужасает: в прошлом году наряды ДПС составили протоколы на 47 000 пьяных водителей, причем более 4000 из них затем попались повторно. Стоит ли надеяться на соблюдение ПДД подобной публикой?

— В нашей стране зарегистрировано 3 млн. 800 тысяч единиц транспорта. Эта большая цифра говорит о ежедневно увеличивающихся рисках для всех участников дорожного движения и, разумеется, повышении социальной ответственности водителей друг перед другом, — говорит Борис Наливайко, начальник отдела научно-методического и правового обеспечения УГАИ МВД. — Наша задача — обеспечить безопасность на дороге для всех, в первую очередь детям и пожилым людям. И в последние годы мы к этому планомерно шли: 2007-й — введение уголовной ответственности, 2011-й — ужесточение допустимых показателей содержания алкоголя в крови. Наконец, 2013-й — конфискация авто, увеличение сроков уголовной ответственности и штрафов. Это знаковое событие и очень важная мера, которая позволит «вывести» из игры бездумных сорвиголов, несущих угрозу обществу.

По данным ВОЗ, в ряде европейских стран каждый 5-й погибший водитель имел превышение по алкоголю в крови. В менее развитых странах это каждый третий и каждый второй.

Иностранцы не исключение из правил

— Конфискация авто у пьяных водителей не наше изобретение. Такие меры уже действуют во Франции и Люксембурге, а также Литве. Аналитика соседей показывает: количество подобных преступлений всего за несколько лет сократилось вдвое. Думаю, и Беларусь сможет добиться таких же результатов, — уверен Сергей Замотаев, старший следователь главного управления процессуального контроля Следственного комитета. — Много вопросов сейчас задают о конфискации, когда машину могут изъять не только у владельца, но и у пьяного водителя, если он сидел за рулем. Что тут непонятно? Надо думать и хорошо понимать, кому вы отдаете ключи от своего авто. Подчеркну: данная правоприменительная практика не распространяется на случаи, когда речь идет об угоне или самоуправстве.

А что же иностранцы: как быть с ними? Меры ответственности для этой категории предусмотрены те же, что и для граждан Беларуси. И размеры штрафов от 50 до 100 базовых, и конфискация при повторном нахождении за рулем в нетрезвом виде, и наказание до 10 лет лишения свободы. Единственная проблема, которая может здесь возникнуть, — неявка иностранца в суд. Но специалисты заверили: международные нормы позволяют рассматривать это дело даже без его присутствия. А при необходимости материалы дела смогут переслать на родину нарушителя. Для вынесения приговора. Впрочем, вклад иностранных граждан в общую копилку «пьяных» ДТП мизерен —10—12 случаев в год.

— Нет никаких проблем по расследованию и доказыванию преступлений, совершенных водителями в состоянии опьянения. Есть только одно предупреждение, — замечает Сергей Замотаев. — Если вы попали в ДТП в состоянии опьянения, не делайте себе еще хуже и не пытайтесь обмануть следователей. Мол, машину угнали, и хозяин тут ни при чем. Статью о заведомо ложном доносе никто не отменял, факт нахождения в авто конкретного человека легко установить. Стоит ли искушать судьбу? 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прокуратура, ГАИ и СК рассказали о конфискации «пьяных» авто
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика